Плутониевые птицы: как США хотели следить за СССР

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Плутониевые птицы: как США хотели следить за СССР

CIA

ЦРУ планировало использовать ядерные дроны для многодневной слежки за Советским Союзом. Документы о секретной программе США недавно рассекретили военные.

Плутониевые птицы: как США хотели следить за СССР

Центральное разведывательное управление США рассекретило данные о проекте создания необычных дронов, которые американские власти намеревались использовать в самый разгар «холодной войны» для наблюдения за территорией СССР.

В те годы американцами уделялось большое внимание средствам воздушной разведки на территории СССР. Среди основных средств слежения были скоростной разведчик SR-71 Blackbird и легендарный высотный самолет-шпион U-2.

«Несмотря на их успех, однако, использование этих платформ несло значительные риски, в том числе обнаружения и даже потери летчиков, как было в случае со сбитым U-2 Фрэнсиса Гарри Пауэрса в 1960 году, — говорится в сообщении ЦРУ. – Постоянно продолжавшиеся исследования ЦРУ привели к разработке концепции беспилотных летательных аппаратов как платформ для сбора информации. Инновационная программа ЦРУ под кодовым названием Aquiline была первой опробованной концепцией».

Целью секретной программы в начале 1970-х годов была «разработка и поддержание оперативных возможностей проведения скрытой разведки в запрещенных районах». Аппарат, разрабатывать который было доверено давнему подрядчику минобороны, фирме McDonnell Douglas, сильно отличался от других известных самолетов этого производителя.

Плутониевые птицы: как США хотели следить за СССР

CIA

Aquiline был небольшим дроном размером с крупную птицу, чтобы запутать радары, и имел много общего в очертаниях с этим животным.

«Небольшой, похожий на птицу малозаметный аппарат с весьма низким поперечным сечением в акустическом, оптическом и радиодиапазонах, позволяющим ему действовать в естественных условиях, — говорилось в документах ЦРУ. – Он небольшой, летает низко и тихо, может обманывать оборону, нежели подавлять».

Размах крыльев составлял 2,5 метров, тихий четырехтактный двигатель внутреннего сгорания позволял дрону развивать скорость до 80 узлов (50 км/ч), держаться в воздухе до 50 часов и преодолевать до 2 тыс. километров. При этом максимальная высота полета должна была составлять около 7 тыс. метров.

Плутониевые птицы: как США хотели следить за СССР

CIA

Планировалась и усовершенствованная версия дрона, использовавшая для движения ядерное топливо — радиоизотопный источник энергии, например, плутоний, мог значительно увеличить радиус и время применения разведывательного аппарата.

Подобные системы сегодня применяются в дальних космических миссиях, а в самолете-разведчике она могла бы довести длительность полета до месяца, а дальность до 50 тыс. километров, что больше окружности Земли.

Предполагалось, что дрон мог заниматься фоторазведкой местности на высотах сильно ниже, чем U-2, а также вести радиоэлектронную разведку, вскрывать места расположения советских радаров, средств связи и т.д.

В отличие от других самолетов Aquiline мог ближе подбираться к интересующим целям и делать снимки с более высоким разрешением. Кроме того, дрон мог сбрасывать в нужные районы специальные сенсоры, изготовленные ЦРУ.

Для наибольшей эффективности дроны должны были запускаться, встречаться и контролироваться специальными мобильными группами, действующими с приграничных к СССР или Китаю странах – Тайваня, Турции, Норвегии.

Кстати, приземляться сам дрон не мог – его «ловили» в воздухе вертолеты.

Чтобы не нести на себе собственные системы накопления информации, которые в те времена представляли собой громоздкие устройства, дроны должны были передавать собранную информацию на дежурящий неподалеку модифицированный самолет DC-6.

Базировать дроны планировалось в так называемой «Зоне 51» — удаленном подразделении военно-воздушной базы «Эдвардс», используемом для экспериментальных тестов в области воздухоплавания и систем вооружения.

Судя по рассекреченным документам, проект был настолько секретным, что для участия в нем допускались только сотрудники, нанятые минимум за два года до совершения первых полетов.

Всего было построено пять из 12 запланированных прототипов. Однако по неизвестным причинам проект реализован не был.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *