«Свобода от санкций»: о чем договорились страны G20

«Свобода от санкций»: о чем договорились страны G20

«Свобода от санкций»: о чем договорились страны G20

Президент Бразилии Жаир Болсонару во время виртуального саммита G20, 26 марта 2020 года

Президент Бразилии Жаир Болсонару во время виртуального саммита G20, 26 марта 2020 года

Marcos Correa/Brazilian Presidency/Reuters

Члены G20 подтвердили приверженность взаимному сотрудничеству для противодействия распространению коронавируса нового типа. Стороны договорились вложить в мировую экономику $5 трлн, а также скоординировать действия по поддержке свободной, стабильной международной торговли. Президент России Владимир Путин предложил снять санкции с тех стран, которые наибольшим образом пострадали от коронавируса.

26 марта состоялся первый в истории саммит G20 в формате видео-конференции. Его участники договорились вложить $5 трлн долларов в мировую экономику для преодоления последствий пандемии коронавируса.

Кроме того, лидеры G20 пришли к соглашению о выделении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средств для борьбы с заболеванием. Полномочия организации также должны быть расширены.

В итоговом заявлении сообщается о приверженности участников G20 «спасению жизней людей, защите их доходов и рабочих мест, сохранению финансовой стабильности». Для этого страны готовы «выступать единым фронтом в борьбе против пандемии коронавируса».

Помимо этого, лидеры G20 выступили за координированные действия по поддержке свободной и стабильной международной торговли в условиях сложившегося кризиса.

«Мы подтверждаем нашу цель обеспечить свободные, честные, недискриминационные, прозрачные, предсказуемые и стабильные условия для торговли и инвестиций и сохранить наши рынки открытыми», — говорится в заявлении.

Результатом саммита также стала договоренность о совместных усилиях для борьбы с пандемией вместе с ВОЗ, ООН и Международным валютным фондом. Участники G20 просят МВФ и Всемирный банк информировать об экономических последствиях пандемии, а Международную организацию труда и ОЭСР следить за тем, как коронавирус влияет на занятость населения в мире.

Саммит «двадцатки» изначально должен был пройти в Саудовской Аравии в ноябре. Однако ситуация, возникшая в мире в связи с пандемией коронавируса, создала острую потребность в плотной коммуникации мировых лидеров.

По последним данным, в мире зафиксировано 499 230 случаев инфицирования. Во многих странах введены жесткие карантинные меры, что неблагоприятно влияет на экономику. Это, в свою очередь, создает запрос на скоординированный ответ стран.

Остается неразрешенным и вопрос предоставления помощи государствам, в которых ситуация с коронавирусом достигла пика — это Италия и Иран, которые не справляются своими силами с пандемией.

Председательствовал на саммите король Саудовской Аравии Салман бин Абдель Азиз Аль Сауд. Открывая заседание, он выразил надежду на то, что странам удастся сплотиться перед главной на сегодняшний день проблемой. В частности, Салман указал, что усилия, направленные на поиски вакцины, должны быть расширены. Король Саудовской Аравии также уверен, что экстренный саммит G20 должен создать почву для восстановления доверия к мировой экономике.

««Большая двадцатка» в состоянии сообща преодолеть кризис, поскольку пандемия вставляет палки в колеса мирового развития и глобального роста, — отметил Салман. — Наша обязанность заключается также в оказании помощи развивающимся странам и улучшении их инфраструктуры для преодоления нынешнего кризиса».

В целом, заявления всех лидеров касались необходимости координации и разработки мер по минимизации урона мировой экономике.

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выступил также с инициативой снять запреты на пересечение границ для «значимых» в борьбе с пандемией людей, таких как ученые, медицинские работники и деятели бизнеса. Председатель КНР Си Цзиньпин призвал к отмене налоговых пошлин и обеспечению свободного товарообмена для содействия глобальной экономике.

«Эпидемия нанесла серьезный удар по глобальному производству и спросу. Все страны должны вместе проводить макрополитику для того, чтобы создать импульс и прекратить замедление мировой экономики, — считает китайский лидер. — Необходимо вести эффективную фискальную и монетарную политику, усилить контроль и согласованность в финансовой сфере и совместно защитить стабильность глобальных производственных цепочек».

Председатель КНР также добавил, что Пекин приложит максимальные усилия для поставок на международный рынок лекарственного сырья, предметов первой необходимости, противоэпидемических средств.

Как и ожидалось, была поднята тема пересмотра санкционной политики. Президент России Владимир Путин призвал отменить санкционный режим в отношении тех стран, в которых сохраняется кризисная ситуация. По мнению российского лидера, пандемия может привести к более серьезным последствиям, чем финансовый кризис 2008-2009 годов.

«Многое сейчас говорилось о необходимости обеспечения цепочек поставок, это, безусловно, важно. Но не менее важно на период кризиса создать так называемые зеленые коридоры, свободные от торговых войн и санкций, для взаимных поставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий», — подчеркнул Путин.

Такая ситуация возникла, например, в Иране. Руководство этой страны заявляло, что из-за санкционного режима США Тегеран не может получить дополнительные медикаменты и медицинское оборудование. Вашингтон же ответил, что гуманитарная помощь не является объектом санкций.

При этом, как отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» программный директор клуба «Валдай» Иван Тимофеев, ограничительные меры действительно негативно влияют на усилия некоторых стран по борьбе с пандемией.

«Эти санкции затрудняют множество транзакций с зарубежными контрагентами и препятствуют поставке гуманитарных грузов и любых других продуктов, которые могут быть так или иначе востребованы в борьбе с коронавирусом. В сегодняшнем мире подавляющее большинство санкций используется именно в одностороннем порядке без надлежащего рассмотрения и одобрения в СБ ООН, — отмечает эксперт. — К сожалению, этот призыв вряд ли найдет отклик прежде всего США — одного из главных инициаторов санкций. В Вашингтоне скажут, что это невозможно».