Прослушать новость
Остановить прослушивание
Global Look Press
10 декабря 1520 года проповедник Мартин Лютер прилюдно сжег буллу Папы Римского, осуждавшую его действия и угрожавшую ему отлучением от церкви. Он обрушился на Святой Престол с жесткой критикой и призвал к Реформации католической церкви. В высших политических кругах тогдашней Европы у Лютера нашлись как противники, так и сторонники, разделившие его идеи. В конечном итоге действия богослова привели к необратимым последствиям как для христианской религии, так и для всего мироустройства.
Профессор богословия из университета Виттенберга в Германии Мартин Лютер являлся одним из основоположников протестантизма – ныне второго по числу приверженцев направления христианства. В первой половине XVI века он возглавил религиозную революцию, вошедшую в историю как Реформация: Лютер выступил убежденным противником средневековых институтов римско-католической церкви. В 1517 году он составил 95 тезисов, осуждающих ее за коррумпированную практику торговли индульгенциями, молитвами за умерших и т. д. Последующие работы Лютера были не менее революционны и оказали огромное влияние на становление протестантизма и зарождение капиталистической формации.
Реформация вместе с Высоким Возрождением и распространением идей гуманизма открыли новую эру человечества — Новое время.
Лютер не признавал посредников между Богом и человеком, отвергал церковную иерархию и деление общества на мирян и священников. Он также отрицал высший авторитет Папы Римского в вопросах веры и морали и полезность таинств, не сопровождавшихся верой.
Вслед за жившим веком ранее чешским проповедником Яном Гусом Лютер бросил вызов Святому Престолу. Его борьба достигла кульминации к 1520 году. В одном из споров Лютер назвал Римскую церковь сплетением обманов, а самого папу – воплощением антихриста. Свои мысли он зафиксировал в сочинении под названием «О Вавилонском пленении церкви». В нем он также изложил свои соображения по поводу преобразования церкви. Реформатор призвал прекратить пожертвования в пользу Ватикана, потребовал уменьшить количество обедней, постов и паломничеств к святым местам. Кроме того, по мнению Лютера, у понтифика необходимо было отобрать все владения и привилегии. На взгляд проповедника, все различия между мирянами и священниками подлежали уничтожению.
В ответ папа Лев X 15 июня 1520 года выпустил буллу, в которой предавались проклятию 41 положение из сочинений Лютера. В документе перечислялись ошибки богослова, несущие в себе «пагубный яд» и «чинившие позор христианской религии и ущерб ортодоксальной вере», поэтому «ни при каких обстоятельствах их нельзя более терпеть или обходить вниманием».
Работы проповедника подлежали сожжению, а сам он отлучался от церкви в случае, если в течение 60 дней не отречется от своих убеждений. Германским властям папа приказал арестовать Лютера и его соратников, после чего доставить их в Рим. Единого мнения по поводу папской буллы в Германии не оказалось. Одни города послушались папу и сожгли сочинения. В других, напротив, даже не обнародовали содержание послания.
10 декабря 1520 года, в девять часов утра, Лютер вышел к Эльстерским воротам Виттенберга в компании студентов и профессоров местного университета.
Сторонники реформатора разожгли большой костер. Лютер собственноручно бросил в огонь сочинения о правах папы, в том числе и каноническое право всей вселенской церкви, а также сочинения своих противников и папскую буллу.
«Так как преогорчил ты Святого Божия человека, то и тебя да преогорчит и да сожжет огонь вечный», — воскликнул он.
Решительные действия Лютера шокировали и восхитили его современников. До него практически никто в средневековой Европе не решался на то, чтобы открыто бросить вызов самому Папе Римскому. В христианстве усугублялся раскол, хотя папство и не рассматривало его тогда всерьез. Считается, что два этих события – отлучение Лютера от церкви Папой Римским Львом X и демонстративное сожжение богословом папской буллы – стали началом Контрреформации.
«Это был решительный шаг к отпадению Лютера не только от римской, но и от самой вселенской церкви, с которой связующим звеном служат еще для Рима каноны апостолов, соборов и святых отцов, — отмечал русский проповедник XIX века Николай Флоринский в своем труде «Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер». – Но беда свершилась не для одной добровольно отпавшей от церкви личности реформатора. От пламени Лютерова костра должен был возгореться факел страшных междоусобных войн в Западной Европе первоначально за веру, потом за само устройство государственной жизни. В реформации церковной, задуманной Лютером, полагались семена для революций государств Западной Европы».
В своем очередном сочинении богослов призвал монахов и монахинь отречься от ложных обетов, покинуть монастыри и вступить в брак.
В 1521 году папа издал новую буллу, отлучавшую Лютера от церкви. Уладить конфликт взялась светская власть в лице императора Священной Римской империи Карла V. Он вызвал реформатора в Вормс для формального суда, пообещав ему через курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого личную безопасность. На Вормсский рейхстаг съехались князья, герцоги, графы и высшее духовенство. От Лютера потребовали публично отречься от своих взглядов – еретических с точки зрения католической церкви. Ему стало не по себе в такой компании. Он пришел в робость и просил простить ему как монаху незнание придворных этикетов. На раздумье Лютеру дали сутки. На второй день он выступил с ответом: «Если не представят мне свидетельств из священного писания или других ясных и неопровержимых доказательств, то не могу и не хочу отречься». Вошли в историю слова реформатора, сказанные в окружении из высших светских и духовных лиц: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».
Лютер ожидал, что ему придется разделить участь Гуса, которого вызвали на Констанцский собор, обвинили в ереси и сожгли на костре. Однако Карл V сдержал свое слово, хотя представитель Папы Римского убеждал императора схватить Лютера. К богослову приставили надежных проводников из Вормса. Вместе с тем Карл V издал эдикт, объявивший Лютера еретиком и преступником. Он был поставлен вне закона. Издание и распространение его трудов запрещалось. Согласно эдикту, предоставление Лютеру убежища или другой помощи расценивалось как преступление против империи.
«Лютер, не как человек, но как злой дух в виде человека, долгое время скрывался от других людей под монашеской рясой, собирал проклятые ереси в одну вонючую яму и сам придумал многие новые ереси: никто не должен принимать Лютера к себе в дом, или во двор, ни поить, ни кормить его, никто не должен покупать, продавать, читать, держать при себе, переписывать, печатать, ни давать другим его книги», — говорилось в эдикте.
Выступление реформатора на Вормсском рейхстаге всколыхнуло народные массы.
Вместе с тем после публикации эдикта на сторонников Лютера обрушились репрессии. Первыми мучениками Реформации стали два монаха, которых сожгли в Голландии по предложению папского легата.
Впрочем, у Лютера нашлись и могущественные покровители. Правящие слои поняли выгоду Реформации для себя. Отречение от католицизма освобождало их от власти папы. Кроме того, с падением авторитета Святого Престола в глазах подданных усилился бы авторитет светской власти. А отрицание монашества привело бы к секуляризации монастырских владений.
Поддержку Лютеру оказал Фридрих Мудрый. Его люди похитили проповедника на пути из Вормса и спрятали в замке Вартбург, где тот занялся переводом Библии на немецкий язык. Сам курфюрст Саксонский приказал слугам не сообщать ему местоположение Лютера, чтобы не выдать его, если бы об этом попросил Карл V. Богослова держали как пленника под именем юнкера Георга, но обращались с ним хорошо. После неожиданного исчезновения Лютера пошел слух, что его забрал сатана. Однако скоро начали появляться новые сочинения: стало понятно, что реформатор жив.
В 1525 году он отказался от монашеской клятвы и вступил в брак с бывшей монахиней Катериной фон Бора. У них родилось шестеро детей.
Благодаря могущественным покровителям из германских королевских домов, Лютер избежал аутодафе. Он умер в 1546 году от болезни.