Картина английского художника Джона Эверетта Милле«Смерть Офелии», 1852 год

Джон Эверетт Милле

Британские исследователи нашли способ определять время смерти утопленника по содержанию белков в костях. Это расширит возможности криминалистов по определению условий смерти и поиску возможного убийцы.

Ответ в костях: криминалисты получили новый способ определения времени смерти

Оценка времени смерти — нередко целое испытание для судмедэксперта. Особенно это касается трупов, которые долгое время провели в воде — на тело влияет множество факторов, которые мешают точно определить, как давно труп попал в воду. Однако специалисты Нортумбрийского университета в Великобритании нашли способ выяснить это по содержанию белков в костях трупа. Исследование было опубликовано в журнале Journal of Proteome Research.

Автор исследования Ноэми Прокопио специализируется на применении протеомики (идентификации и количественного анализ белков) в криминалистике. Ранее в судебной медицине протеомика почти не использовалась, отмечает она, но в последние годы появляется все больше работ с многообещающими результатами. В основном они посвящены трупам, какое-то время пролежавшим в земле, ее же исследование стало первым, посвященным протеомическому анализу тела, которое погружалось в воду.

Чтобы определить степень разложения тела и, соответственно, время смерти, судмедэксперты отбирают пробы с разных участков тела — лица, шеи, туловища, конечностей.

Однако если тело долгое время провело в воде, в расчеты добавляется масса новых переменных — соленость воды, температура, глубина, приливы, наличие в воде бактерий или падальщиков.

Для первых экспериментов исследователи использовали свиней — их строение организма достаточно близко к человеческому. Позже, однако, они переключились на мышей из практических соображений.

«Когда вы проводите пилотное исследование, лучше использовать какую-нибудь модель поменьше», — говорит Прокопио.

Кроме того, использование свиней требует определенных юридических разрешений, да и сложно получить тела уже умерших свиней, а забивать животных в исследовательских целях Прокопио не хотелось.

«Для криминалистических исследований мы можем использовать животных, которые уже мертвы, — говорит она. — Вместо того, чтобы убивать кого-то».

Поэтому ученые купили 22 замороженных мышонка, предназначенных для кормления рептилий. Заморозка, к счастью, мало влияла на разложение.

«Если просто заморозить и разморозить тело один раз, то в плане процессов разложения серьезных изменений не происходит», — поясняет Прокопио.

Часть мышей исследователи разморозили при комнатной температуре, часть — при температуре тела. Затем они поместили трупы мышей в бутылки с водой — водопроводной, соленой, хлорированной и из пруда. Хвосты мышей ученые приклеили ко дну бутылок, чтобы все трупы находились на одинаковой глубине.

На первой и третьей неделе исследования ученые извлекли большеберцовые кости мышей и проанализировали их белковый состав с помощью масс-спектрометрии.

Они обнаружили, что тип воды оказывает меньшее влияние на уровни белка, чем продолжительность погружения тел.

Например, чем дольше труп находился в воде, тем ниже падал уровень альдолазы, фермента, играющего роль в энергетическом обмене. Тип воды влиял на вырабатываемый печенью фетуин-А — он с большей вероятностью изменялся химически в воде из пруда, чем в какой-либо другой. По этим изменениям можно определить, например, если тело сначала оказалось в пруду, а затем его переместили куда-то еще.

Белки могут быть отличными биомаркерами для установления времени смерти по трупам, оказавшимся в воде, заключают исследователи. В перспективе они планируют изучить влияние разных температур на изменения в белках и, в конечном счете, провести исследования на человеческих телах — это необходимо, чтобы получить надежные данные, которые можно будет использовать в криминалистической практике. С этой целью исследователи уже сотрудничают с несколькими «фермами трупов».

Ранее ученые из США придумали способ искать трупы в лесах по биохимическим и спектральным изменениям растений. При разложении в почву поступают вещества, влияющие на рост кустарников и деревьев, и с помощью дронов со специальными датчиками эти изменения можно отследить. Поисковые операции в лесах не слишком эффективны, и новые способы могут увеличить количество найденных тел — и, соответственно, повысить шансы поймать убийцу.