От Хрущева до Лукашенко: как МЗКТ обувал «Тополя»

Прослушать новость

Остановить прослушивание

От Хрущева до Лукашенко: как МЗКТ обувал «Тополя»

Колесное шасси МЗКТ-79221 во время динамической экспозиции на выставке «Армия России – завтра»…

Колесное шасси МЗКТ-79221 во время динамической экспозиции на выставке «Армия России – завтра» в рамках IV Международного военно-технического форума «Армия-2018» в Кубинке.

Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в понедельник выступил перед рабочими Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), часть из которых объявила забастовку в знак солидарности с охватившими страну протестами. «Газета.Ru» рассказывает об истории предприятия и объясняет его особую роль в российско-белорусских отношениях.

От Хрущева до Лукашенко: как МЗКТ обувал «Тополя»

17 августа президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил гордость промышленности страны — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Бастующие рабочие встретили главу государства недружелюбным гулом и выкриками «Уходи!». На протяжении долгих лет МЗКТ играет важную роль в организации обороны России. Несколько лет назад попытка российской стороны приобрести предприятие даже привела к охлаждению отношений между Минском и Москвой.

Официально завод ведет свою историю с 23 июля 1954 года, когда на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Главным конструктором бюро был назначен Борис Шапошник, до этого работавший на Минском автозаводе начальником КБ карьерных самосвалов большой грузоподъемности.

Главной целью учреждения бюро стала разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для нужд Советской армии.

Первым проектом СКБ-1 в 1955 году явился колесный тягач МАЗ-528, предназначенный для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием. А с 1958-го начался серийный выпуск первого четырехосного автомобиля с колесной формулой 8х8 для транспортировки артиллерийских систем массой до 10 т — МАЗ-535.

«Появление этого автомобиля стало настоящей научно-технической революцией в автостроении СССР. Гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная независимая подвеска, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, чему аналогов в мире не было. Легендарный балластный тягач МАЗ-535А нашел широкое применение в войсках для транспортировки артиллерийских систем и занял свое достойное место в истории и памяти людей. Именно он на многочисленных военных парадах на Красной площади перевозил фанерные макеты грозных советских ракет, так пугавших потенциальных врагов», — отмечается на официальном сайте МЗКТ.

Впоследствии вся техническая документация на эти автомобили была передана на создаваемый Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), куда перенесли выпуск грузовиков. Помимо КЗКТ, СКБ-1 создало основу для БелАЗа: ему досталась техническая документация самосвала МАЗ-525.

СКБ-1 под руководством Шапошника вошло в историю благодаря производству специальных колесных тягачей (ПСКТ). Вектор развития бюро на долгие годы определило сотрудничество с образованными в декабре 1959 года Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН).

«Историческим и судьбоносным для коллектива СКБ‑1 стал визит на Минский автозавод в январе 1958 года руководителя советского государства Никиты Хрущева. Зная о его увлечении ракетами и умело используя ситуацию, Борис Львович намекнул, что его могучие машины могут подставить свои плечи под ракеты не только в качестве тягачей, но и стать настоящими ракетоносцами. Сам того не ожидая, получил Шапошник весомую поддержку и со стороны курировавшего оборонную промышленность Дмитрия Устинова, который, как оказалось, был давним и ярым сторонником создания мобильных ракетных комплексов», — указывается в статье Николая Качука «Вспоминая легендарного главного конструктора Бориса Шапошника».

Предназначенный для народного хозяйства одноосный тягач МАЗ-529В в 1958 году стал первым автомобилем на серийном производстве.

Имея снаряженную массу 9 т, он мог буксировать прицеп массой 25 т. Мощность двигателя тягача составляла 180 л.с., а максимальная скорость – 40 км/ч. Этот автомобиль понравился и военным. С его помощью транспортировали установщики ракетных комплексов РВСН.

Летом 1959 года советские военные ученые приступили к проектированию первой отечественной управляемой твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км. Изначально запуск ракеты планировался со стартовой площадки, размещенной на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В. Однако технические возможности системы не смогли удовлетворить военных. В итоге для монтажа пусковой ракетной установки был создан полностью новый автомобиль МАЗ-543, который до сих пор серийно выпускается в разных модификациях.

В марте 1999 года с конвейера сошла 20-тысячная машина этой марки.

Тягач был оборудован системой ЦНШ, независимой торсионной подвеской с управляемыми колесами первой и второй осей. По замыслу аналитиков Минобороны, такая разработка должна была стать дополнением к бывшим тогда на вооружении установкам на гусеничном ходу. Однако последовавшие испытания выявили, что колесная машина экономически гораздо более эффективна, долговечна и менее трудоемка в эксплуатации, чем гусеничная. СКБ-1 получило дополнительные производственные мощности и стало ПСКТ. МАЗ-543 положил начало целому семейству машин, представляющих собой не только транспортное средство, но и являющихся боевыми единицами, оснащенными всем необходимым для выполнения огневого задания.

В своем нынешнем виде МЗКТ был создан на базе производства колесной техники специального назначения Минского автозавода после образования независимой Белоруссии в 1991 году.

Завод поставлял широкую линейку шасси для ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, для зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны. На шасси МЗКТ базируются и мобильные ракетные комплексы «Тополь» и «Ярс». Поэтому Россия долгое время вела переговоры с Белоруссией о возможности покупки завода, где сложился опытный конструкторский коллектив. Лукашенко, однако, сорвал сделку, после чего Россия активизировала разработку аналогов большегрузных шасси для мобильных ракетных комплексов «Платформа-О». Белорусский президент заявил тогда, что Москва хочет не купить, а «за бесценок забрать» завод. Лукашенко просил за него $3 млрд.

О том, что КамАЗ может заняться производством шасси для российской военной техники в связи со срывом сделки по приобретению МЗКТ, еще в марте 2016 года заявил тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев.

Программа щедро финансировалась из бюджета и дала результат в 2019 году, когда построенный по формуле 16х16 КАмАз-7850 грузоподъемностью 85 т был отправлен на опытную эксплуатацию в войска. В рамках первой партии в вооруженные силы поступили пять образцов из семейства «Платформы-О». В этой линейке машин тестируются еще несколько образцов. Полный переход мобильных ракетных комплексов на шасси «Платформа-О» планируется до 2030 года.

Впрочем, в том же 2019-м белорусские и некоторые российские СМИ сообщали, что созданные на КамАЗе аналоги продукции МЗКТ оказались не должного качества и «станут легкой мишенью для высокоточного оружия потенциального противника».

«Так для чего же КамАЗ «мучается»? Как заверяют аналитики и эксперты — ответ прост: наличие функциональной платформы, способной даже теоретически заменить белорусские аналоги, дает российской стороне значительное преимущество в переговорах об акционировании минского предприятия. Делать это необходимо, все-таки вопрос национальной безопасности», — писали «Новости ВПК».

Кроме того, после покупки в 2016 году Брянского автомобильного завода (БАЗ) концерном «Алмаз-Антей» элементы комплексов С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей» получили российские шасси. Сейчас БАЗ производит для России почти 100% колесных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до 40 т, в то время как доля МЗКТ сокращается.

Для сравнения, если в 2013 году МЗКТ поставило российским предприятиям 48 единиц гражданской техники, то в 2019-м — только две.

Тем не менее МЗКТ остается одним из ведущих мировых автопроизводителей, специализирующихся на разработке и производстве многоосных тяжелых грузовых автомобилей и прицепного состава. Автомобили МЗКТ применяются в ракетных войсках стратегического назначения, сухопутных армейских подразделениях и войсках противовоздушной обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *