Сергей Карпухин/ТАСС

Антитела к коронавирусу сохраняются в организме около полугода, установили врачи из США. При этом почти у всех переболевших наблюдается средний или высокий уровень антител, даже если симптомы болезни не были сильно выражены.

Минимум полгода: сколько живут антитела к коронавирусу

Иммунитет к коронавирусу может сохраняться около пяти месяцев или дольше, выяснили врачи из медицинского центра Маунт Синай в США. Исследование было опубликовано в журнале Science.

Специалисты изучили показатели 30 тыс. пациентов, в марте-октябре 2020 года перенесших COVID-19 в легкой или умеренной форме. У всех участников исследования наблюдался стойкий иммунный ответ.

Исследователи использовали метод иммуноферментного анализа. Он позволяет определить титр антител, связывающихся с белковыми шипами вируса, которые тот использует для проникновения в клетку. Титр антител — это предельное разведение сыворотки крови, при котором антитела могут быть обнаружены.

Среди обследованных пациентов около 7,1% имели низкий титр, 22,5% — умеренный, и 70,4% — высокий.

Таким образом, у более чем 90% выживших пациентов был умеренный или высокий уровень антител.

При этом даже среди тех, у кого уровень антител был низким, в 50% случаев наблюдалась нейтрализующая активность. При умеренном уровне антител она встречалась в 90% случаев, при высоком — в 100%.

Затем ученые проанализировали данные 121 человека из этой выборки в течение длительного времени и обнаружили, что стабильные титры нейтрализующих антител сохранялись в течение пяти месяцев в большинстве рассматриваемых случаев, хотя их уровень со временем и снижался.

«В то время как появились сообщения о том, что антитела к этому вирусу быстро исчезают, мы обнаружили обратное, — говорит ведущий автор исследования доктор Флориан Краммер. — У более 90% людей со слабыми или умеренными симптомами наблюдалась выработка антител достаточно сильная, чтобы нейтрализовать вирус, и этот иммунный ответ сохранялся в течение многих месяцев».

Интересно, что среди тех, у кого первоначально был низкий или умеренный уровень антител, наблюдалось повышение их уровня.

«Сывороточные антитела, которые мы измеряли у пациентов, скорее всего, вырабатывались плазмабластами — клетками, которые первыми отвечают на вирус в организме и обеспечивают первую реакцию, которая вскоре ослабевает, — говорит ведущий автор работы доктор Ания Вайнберг. — А тот уровень антител, который мы наблюдали впоследствии, вероятно, обеспечивался долгоживущими клетками плазмы в костном мозге. Похожую реакцию мы ранее видели и на другие вирусы. Мы продолжим следить за этой группой пациентов, чтобы убедиться, что уровни антител остаются стабильными».

Исследователи напоминают, что наличие антител не гарантирует полную защиту от коронавируса, однако значительно уменьшает шансы повторного инфицирования и может ослабить болезнь.

Ранее американские ученые нашли способ повысить эффективность вакцин от коронавируса — для этого предлагается использовать коронавирусные белки в виде наночастиц.

В одном из белков шипа коронавируса находится рецептор-связывающий домен (receptor-binding domain, RBD). Он связывается с рецептором ACE2 клетки организма человека, тем самым инициируя процесс внедрения вируса в клетку. Исследователи предположили, что победить вирус помогут антитела к RBD, способные обеспечить надежную защиту от вируса.

Ученые решили, что будет эффективнее преобразовать RBD в наночастицу, аналогичную по размеру самому вирусу, а не оставлять его в естественной форме небольшого белка. По их мнению, это позволило бы получить более высокий уровень нейтрализующих антител, а также повысило бы способность RBD генерировать иммунный ответ.

Ранее группа уже разработала технологию, которая позволяет легко преобразовывать маленькие очищенные белки в частицы с помощью липосом — наночастиц, образующихся из естественных жировых компонентов. В новом исследовании ученые включили в липосомы специальный липид под названием кобальт-порфирин-фосфолипид (CoPoP). Этот липид позволяет RBD быстро связываться с липосомами, образуя больше наночастиц, которые генерируют иммунный ответ.

Во время экспериментов по преобразованию RBD в наночастицы, он сохранял правильную трехмерную форму, а частицы были стабильны в инкубационных условиях, подобных тем, которые существуют в человеческом организме. Исследователи ввели наночастицы RBD лабораторным мышам и кроликам. Это позволило добиться высокого уровня антител.

При этом использование CoPoP позволяло получить наиболее сильный иммунный ответ по сравнению с другими вспомогательными материалами.

Авторы работы надеются, их результаты докажут разработчикам вакцин, что использование RBD в виде наночастиц наиболее эффективно для получения антигенов. Это способно помочь в разработке будущей вакцины, нацеленной на выработку специфических антигенов к RBD.