Готовит организм: как простуда защищает от COVID-19

Вызванная коронавирусом простуда способна подготовить организм ко встрече с COVID-19, считают американские ученые — их иммунная система способна распознать SARS-CoV-2 и расправиться с ним. Возможно, именно благодаря перенесенным ранее коронавирусным ОРВИ некоторые люди переносят COVID-19 легче, чем другие.

Готовит организм: как простуда защищает от COVID-19

Перенесенные простуды, вызванные коронавирусами, могут подготовить иммунную систему ко встрече с SARS-CoV-2 и дать ей возможность более эффективно сопротивляться инфекции, считают специалисты Института иммунологии Ла-Холья. Результаты исследования были опубликованы в статье в журнале Science.

Семейство коронавирусов включает более 40 вирусов, часть из которых вызывает у людей сравнительно легко переносимую ОРВИ. Ранее исследователи обратили внимание, что более чем у половины людей по всему миру, не болевших COVID-19, имелись Т-клетки, способные распознать SARS-CoV-2. Т-клетки играют важную роль в приобретенном иммунном ответе — они обеспечивают распознавание и уничтожение клеток, несущих чужеродные антигены.

Ученые предположили, что Т-клетки появились после заражения другими коронавирусами. Чтобы проверить эту теорию, они проанализировали образцы крови людей, взятой в 2015-2018 годах, задолго до появления SARS-CoV-2. Эти образцы крови содержали Т-клетки, которые реагировали более чем на 100 специфических участков SARS-CoV-2. Кроме того, они реагировали на похожие участки четырех разных коронавирусов, которые вызывают простуду.

Помимо белков, образующих шипы вирионов, Т-клетки распознавали и другие белковые последовательности.

«Это исследование предоставляет очень веские доказательства того, что Т-клетки могут «видеть» последовательности, схожие у обычных сезонных коронавирусов и SARS-CoV-2», — говорит иммунолог Алессандро Сетте, один из авторов исследования.

Такая «память» иммунной системы может объяснить, почему у одних людей COVID-19 протекает мягче, чем у других, предполагают авторы работы. Однако они отмечают, что это весьма спекулятивная гипотеза, и ее подтверждение потребует дальнейших исследований. Пока до конца не ясно, какую роль Т-клетки играют в борьбе с COVID-19, поясняют исследователи — это лишь одна из составляющих нашей сложноорганизованной иммунной системы.

«Наличие сильного Т-клеточного ответа может дать возможность получить гораздо более быструю реакцию организма», — предполагает Сетте.

«Мы доказали, что у некоторых людей существовавшая ранее Т-клеточная память, направленная против обычных коронавирусов, вызывающих простуду, может перекрестно распознавать SARS-CoV-2, вплоть до точных молекулярных структур», — отмечает соавтор исследования Даниэла Вейскопф.

Большинство вакцин, разрабатываемых для борьбы с SARS-CoV-2, нацелены на белки, образующие шипы вириона. Однако, по всей видимости, если обратить внимание и на другие белки, можно повысить эффективность вакцины, полагают исследователи.

Авторы отмечают, что результаты исследования реакции Т-клеток отличаются от тех, которые были получены с нейтрализующими антителами — еще одним средством защиты иммунной системы, которое не дает патогенам проникать в клетки. Нейтрализующие антитела против распространенных вирусов, вызывающих простуду, оказались специфичны и, как свидетельствуют предыдущие исследования, не показали перекрестной реакции с SARS-CoV-2, отмечают авторы.

Ранее стало известно, что коронавирус может приводить к потере волос. Впрочем, это связано не столько с самой инфекцией, сколько с пережитым стрессом. Доктор медицинских наук Сара Хоган пояснила, что волосы могут выпадать через 3-5 месяцев после стрессовых событий, в том числе и болезней.

«Люди заболевают, теряют работу, сталкиваются с неопределенностью, связанной с их доходом и благополучием, — отметила она. — Я знала, что это скажется на них».

Врачи затрудняются объяснить, почему одни люди теряют волосы при коронавирусе, а другие — нет. Возможно, это связано с изначальной генетической предрасположенностью к облысению.

Тем, кто столкнулся с облысением, специалисты рекомендуют для начала исключить другие его причины — гормональный дисбаланс, недостаток питательных веществ, некоторые лекарства. Они советуют не стесняться и не пытаться решить проблему самостоятельно, а обратиться к врачу, который посоветует, как улучшить питание и режим дня, чтобы уменьшить потерю волос.

Если же ничего не помогает, есть специальные препараты, которые наносятся на кожу головы и стимулируют рост волос. Однако их следует применять только по рекомендации врача, перед этим внимательно изучив инструкцию.