Дела семейные: ученые нашли «гены суицида»

Американские ученые нашли 22 гена, повышающих риск самоубийств. Также у самоубийц оказались выше генетические риски развития психических заболеваний. Хотя к самоубийству предрасполагает совокупность факторов, генетика обуславливает риск суицида примерно наполовину, напоминают ученые.

Дела семейные: ученые нашли «гены суицида»

Исследователи из Университета Юты обнаружили более 20 генов, связанных с риском самоубийств. Об этом они рассказали в статье в журнале American Journal of Psychiatry.

Ежегодно в мире около миллиона человек кончает жизнь самоубийством, суициды — вторая по распространенности причина смерти молодых людей. Ученые обратили внимание, что в семьях, где кто-либо покончил жизнь самоубийством, склонность к суициду наблюдается и у других членов. Наиболее показательным примером здесь может выступать семья писателя Эрнеста Хемингуэя — кроме него счеты с жизнью свели отец, сестра, брат и племянница, всего пять смертей в трех поколениях. Такие случаи позволяют предположить, что в склонность к суициду делает вклад и генетика.

Хотя стресс, одиночество, финансовые затруднения, детская травма и другие внешние проблемы могут способствовать самоубийству, необходимо учитывать и другие факторы, подчеркивают исследователи.

«Когда я говорю людям, что риск самоубийства на 45-55% зависит от генов, они выглядят очень удивленными, — говорит профессор психиатрии Дуглас Грей, соавтор исследования. — Они говорят: «Нет, это вызвано потерей работы, чувством беспомощности или расставанием с партнером». Ну, если бы расставания были причиной самоубийства, мы все были бы мертвы».

Исследователи проанализировали геномы 3413 человек, покончивших с собой. У некоторых из них были родственники, которые тоже свели счеты с жизнью, у некоторых — нет. Также они изучили геномы 14 тыс. человек, не предпринимавших попыток самоубийства. Кроме того, ученые учли физические и психические болезни людей, чьи геномы использовали для исследования.

Им удалось выделить 22 гена, связанных с повышенным риском самоубийства.

Исследователи также обратили внимание на гены, связанные с риском развития различных заболеваний. Оказалось, у самоубийц были значительно выше генетические риски шизофрении, депрессии и импульсивного поведения.

Авторы работы подчеркивают, что генетика — лишь один из многих факторов, которые могут способствовать самоубийству.

«К самоубийству обычно приводит совокупность факторов, — говорит Грэй. — Они могут включать в себя генетическую предрасположенность в сочетании с невылеченными психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем и наркотиками, трудности в повседневной жизни, доступность огнестрельного оружия. В конечном итоге сильный стресс, например, расставание с партнером, приводит к трагедии».

Большинство проанализированных геномов принадлежали жителям Северной Европы, поэтому неизвестно, справедливы ли результаты для жителей других регионов. Кроме того, не для каждого человека удалось получить подробную медицинскую информацию. Отсутствие диагнозов в карте могло означать не отсутствие психических заболеваний, а, возможно, недоступность медицинской помощи.

«Это исследование и те, которые за ним последуют, позволят нам лучше понять совокупность факторов риска, связанных с самоубийством, и помогут снизить связанную с ним стигматизацию, — считают исследователи. — Мы надеемся, что оно побудит семьи, в которых были случаи самоубийств, узнать больше и обсудить факторы риска и защитные факторы в том же ключе, в каком обычно обсуждают другие болезни, например, высокое давление или сердечно-сосудистые заболевания».

В перспективе ученые планируют оценить генетические риски самоубийств на большей выборке, включающей представителей других рас и национальностей.

Ранее канадские психиатры выяснили, что шизофреники кончают с собой в 170 раз чаще психически здоровых людей. Ученые выделили несколько факторов, указывающих на повышенный риск самоубийства. Чаще всего люди накладывали на себя руки в течение пяти лет после постановки диагноза. Кроме того, риск самоубийства зависел от возраста постановки диагноза — люди старше 25 пытались покончить с собой чаще. Ухудшали прогноз расстройства настроения и госпитализации до постановки диагноза. Также самоубийства чаще совершали мужчины и люди с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.