«Пришел тоталитаризм»: Гармаш об уходе из «Современника»

«Пришел тоталитаризм»: Гармаш об уходе из «Современника»

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Пришел тоталитаризм»: Гармаш об уходе из «Современника»

Актер Сергей Гармаш

Актер Сергей Гармаш

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В социальных сетях опубликовали текст открытого письма Сергей Гармаша, в котором он объявил об уходе из «Современника». Артист возмущен решениями нового худрука Виктора Рыжакова, назначенного на должность после смерти Галины Волчек, — по его мнению, в театре «идет расправа над людьми», отдавшими ему долгие годы жизни, и на смену авторитету руководства «пришел тоталитаризм».

«Пришел тоталитаризм»: Гармаш об уходе из «Современника»

В сети появилось открытое письмо труппе и коллективу «Современника», в котором народный артист России Сергей Гармаш объявил об уходе из театра. Его опубликовал у себя в Facebook ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Как в письме признается сам 61-летний Гармаш, решение об уходе из «Современника» далось ему тяжело, однако иначе в сложившейся ситуации он поступить не мог.

«Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно, — подчеркнул актер. — Но, осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял, что должен это сделать. Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова (худрук театра с января 2020 года. — «Газета.Ru»). Катастрофичным для будущего театра».

Гармаш также заверил, что не претендовал на пост художественного руководителя «Современника» после ухода из жизни Галины Волчек, стоявшей у истоков театра, — ранее слухи о желании артиста занять должность ходили в СМИ.

«Я видел будущее «Современника» в коллегии, как это было в течение двух лет после ухода [Олега] Ефремова (создатель и первый худрук «Современника». — «Газета.Ru»). Эта коллегия за три-пять лет нашла бы того, кто мог возглавить этот театр. И, по моему мнению, это должен быть молодой режиссер, 40-летний человек».

Согласно артисту, «на сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная», и ему сложно представить, как на этом фоне выходить на сцену.

«Налицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И за этот раскол личную ответственность, с моей точки зрения, несет худрук, — отметил Гармаш, добавив, что с назначением Рыжакова в театр «пришел тоталитаризм».

— Волчек никогда не игнорировала мнение других людей, хоть бывало, что они высказывались — и в резкой форме. Вы это знаете прекрасно. Сейчас на место авторитету пришел тоталитаризм: мнения могут быть разными, но правильное одно — мое. И это декларирует человек, еще ничего не сделавший [в театре]. Вернее, сделавший уже очень многое для его развала и уничтожения».

По словам Гармаша, в театре «идет расправа над людьми, прекрасными профессионалами», который отдали «Современнику» много лет жизни. Также он намекнул на случай кумовства в учреждении: «Вместо уволенной Саши Толубеевой на работу принимается собственная дочь (как пишут СМИ, она заняла пост специалиста по соцсетям. — «Газета.Ru»)».

В заключение актер сообщил, что уйдет из театра после того, как доиграет в некоторых уже заявленных спектаклях.

«Я ухожу. Чувствуя ответственность перед зрителем, доиграю объявленные в сентябре спектакли, и ухожу. Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек», — признался артист.

По информации «Московского Комсомольца», о своем уходе Гармаш объявил на сборе труппы. Отмечается, что собрание началось с выступления Рыжакова, однако впоследствии состоящая в «Современнике» с 1962 года актриса Елена Миллиоти возмутилась решением об увольнении билетеров, вахтеров и гардеробщиков во время пандемии.

«Разве можно увольнять людей, и без того с большим стажем и маленькими зарплатами, в такой тяжелый период — в пандемию?» — сказала она, в ответ на что в качестве причины такого шага были названы «экономические соображения».

Уже после этого с посланием труппе выступил Гармаш. По окончании своего выступления он покинул зал, и, как говорят присутствовавшие, в помещении «на несколько минут повисла гробовая тишина».

В свою очередь артистка «Современника» Чулпан Хаматова, комментируя РБК произошедшее, заявила, что не видит в театре никакой «катастрофической, чудовищной ситуации», о которой говорит Гармаш. Она также подчеркнула, что из-за пандемии коронавируса, приостановившей деятельность учреждения, у нового худрука «не было возможности себя показать».

«Не успели с ним познакомиться, как театр закрыли на карантин. Это выбор Сергея Гармаша. У нас у всех разные эстетические взгляды на то, каким должен быть театр, какие должны быть высказывания. И если человек как художник не может согласиться с другим художником, значит — он выбирает другой путь», — сказала она.

По мнению Хаматовой, уход Гармаша, учитывая все факторы, — «достаточно логичное завершение». «В какой-то момент стало понятно, что Сергей Леонидович должен сделать какой-то внутренний выбор: или он готов работать, пробовать идти вперед, принимая нового художественного руководителя, или не готов, и тогда он должен уйти. Мне кажется, это было достаточно логичным завершением. Я бы как художник поступила так же.

Если бы я была не согласна с видением Виктора Рыжакова, я бы тоже ушла из театра и искала бы театр, где мне комфортно, в котором я разговариваю на одном языке», — заверила актриса.

Самого Гармаша при этом она назвала «блистательным артистом». «Любая труппа рада иметь такого артиста. Радости большой нет, но и горя большого нет. Человек повел себя честно: он не хочет двигаться в том направлении, которое открывает Рыжаков», — подчеркнула одна из главных звезд «Современника».