«Против России и Китая»: что США требуют от всех союзников

«Против России и Китая»: что США требуют от всех союзников

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Против России и Китая»: что США требуют от всех союзников

Yuri Gripas/Reuters

Жесткая позиция президента США Дональда Трампа, согласно которой государства-члены НАТО должны расходовать на оборону не менее двух процентов своего ВВП, известна давно. Но теперь Вашингтон намерен распространить эту практику, которую в Белом доме оценивают как «золотой стандарт», на всех своих союзников, даже не входящих в Североатлантический альянс.

«Против России и Китая»: что США требуют от всех союзников

Два высокопоставленных представителя службы национальной безопасности администрации Дональда Трампа на этой неделе заявили, что практика, при которой страны-члены НАТО обязаны повысить уровень своих расходов на оборону до 2% ВВП, должна применяться ко всем союзникам Соединенных Штатов во всем мире.

Несмотря на то, что подобный стандарт не является однозначно твердой формулой, выведенной администрацией Белого дома, сама идея может вызвать неоднозначную реакцию союзников США.

Во вторник министр обороны США Марк Эспер появился в Атлантическом совете. В ходе своей обширной речи глава военного ведомства США заявил, что администрация Дональда Трампа призывает «все государства-члены выполнять свои обязательства и вносить больший вклад в нашу коллективную безопасность».

«Это также выходит за рамки НАТО. Мы ожидаем, что все союзники Соединенных Штатов будут вкладывать больше средств в оборону, по крайней мере, 2% ВВП в качестве минимального уровня», — заявил глава Пентагона.

«Мы также ожидаем, что в случае возникновения угроз национальной безопасности наши союзники будут готовы к бою. И мы ожидаем, что они будут стоять плечом к плечу с Соединенными Штатами в противостоянии плохому поведению Китая и российской агрессии», — продолжил Эспер.

«Чтобы преодолеть все более сложные угрозы в XXI веке и защитить наши общие ценности, не может быть никаких безбилетников в деле поддержания нашей общей безопасности», — добавил глава военного ведомства США.

Комментарии Марка Эспера прозвучали через несколько дней после того, как советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен указал в своем выступлении от 16 октября, что США рассматривают 2% расходов на оборону как «ориентир» для своего союзника Тайваня.

«Они увеличили свои расходы на оборону. Военный бюджет Тайваня приближается к 2% [от ВВП], что является уровнем расходов для НАТО. Очевидно, что Тайвань не является частью НАТО, но это было бы своего рода ориентиром — и им, вероятно, нужно идти в этом плане дальше, учитывая наращивание китайских войск, особенно в Тайваньском проливе», — сказал О’Брайен.

Во время поездки в Нью-Гэмпшир 21 октября О’Брайен ответил на вопрос Defense News, сказав:

«Произошло то, что 2% стали золотым стандартом. И страны, даже не входящие в НАТО, хотят его достичь».

«Я думаю, что мы действительно установили золотой стандарт, — добавил О’Брайен. — Мы сделали 2% эталоном».

Во время саммита Североатлантического альянса в Уэльсе в 2014 году лидеры НАТО договорились, что каждая страна будет стремиться тратить 2% своего ВВП на оборону к 2024 году. Мера не была обязательной, и даже в то время широко распространялись предположения, что не все союзные страны когда-либо смогут ее достичь. Но само соглашение было воспринято как символическое проявление единства альянса сразу после событий на юго-востоке Украины.

В начале своей первой избирательной кампании Дональд Трамп сосредоточил внимание на идее о том, что страны НАТО «должны» США деньги за невыполнение целевого показателя в 2% от ВВП, и он неоднократно ругал те страны, у которых траты на оборону не дотягивают до этого уровня.

Как ранее писала «Газета.Ru», во время своей президентской кампании 2016 года Дональд Трамп ухватился за идею «двух процентов», характеризуя на этом основании Североатлантический альянс как «устаревший». Со временем эта риторика несколько смягчилась, но президент США, тем не менее, утверждал, что с государствами-участниками НАТО, не соответствующими 2%-му стандарту, будут «иметь дело». Глава Белого дома в какой-то момент даже угрожал, что США «пойдут своим собственным путем», если военные расходы других стран-членов НАТО не повысятся в соответствии с его требованиями.

Помимо стран НАТО, в число ключевых союзников и партнеров Соединенных Штатов в области обороны входят: Австралия (1,9% ВВП в 2019 году), Новая Зеландия (1,5%), Филиппины (1%), Таиланд (1,3%), Япония (0,9%), Южная Корея (2,7%), Тайвань (1,7%), Израиль (5,3%).

Представитель Марка Эспера уже заявил, что в этом году все эти страны получили от США рекомендации поднять уровень своих расходов на оборону до этих заветных «двух процентов».

Однако ряд экспертов утверждает, что акцент на этом показателе ошибочен. Например, Греция, которая ежегодно преодолевает порог в 2%, часто приводится в качестве такого примера: более 75% ее оборонных расходов идут на оплату персонала или пенсионные расходы. Очевидно, эти траты никак не способствуют росту уровня обороноспособности страны.

Экс-сотрудник комитета сената США по делам вооруженных сил Дастин Уокер, который занимался вопросами как Европы, так и Тихого океана, сказал, что принятие двухпроцентной шкалы абсолютно по всему миру «было бы ошибкой».

«Что бы ни думали о достоинствах 2% ВВП в контексте НАТО, принятие этой нормы было результатом консультаций и консенсуса союзников на саммите в Уэльсе в 2014 году. Это просто не тот случай, когда речь идет об американских союзниках и партнерах за пределами НАТО», — отметил Уокер.

«И, по крайней мере, это очень спорно, что 2% от ВВП на оборону — подходящий стандарт для жесткого следования по всему миру, независимо от стратегических или экономических обстоятельств», — добавил он.

В Нью-Гэмпшире Роберт О’Брайен признал, что данный показатель в 2% подвержен волатильности. «Послушайте, COVID-19 сокращает бюджет, в этом нет никаких сомнений, — сказал он. — Интересно, что по мере сокращения ВВП может быть пара стран, которые достигают двух процентов, потому что их оборонные бюджеты остаются относительно статичными, но их экономики немного сокращаются, поэтому они и могут достичь 2%».

«Это не то, чего мы добиваемся, — уточнил он. — Очевидно, что мы хотим, чтобы государства-участники НАТО и наши союзники увеличивали расходы. Я не думаю, что здесь можно уступить».