Расцвет или закат: что будет с Samsung после смерти главы компании

Расцвет или закат: что будет с Samsung после смерти главы компании

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Расцвет или закат: что будет с Samsung после смерти главы компании

AP

После смерти главы Samsung Ли Гон Хи, благодаря которому компания смогла выбиться в мировые лидеры, бразды правления южнокорейского производителя, скорее всего, перейдут к его наследнику Ли Чжэ Ёну. Теперь, как отмечает Wall Street Journal, перед ним встанет нетривиальная задача по продвижению бренда на фоне все более агрессивной конкуренции на рынке. С какими трудностями может столкнуться Ли Чжэ Ён, и что теперь будет с Samsung — в материале «Газеты.Ru».

Расцвет или закат: что будет с Samsung после смерти главы компании

Молодой вожак

На минувших выходных стало известно о смерти Ли Гон Хи — председателя компании Samsung. Он оставался фактическим главой бренда несмотря на то, что в 2014 году оказался прикованным к постели после сердечного приступа. Ожидается, что теперь Samsung возглавит его сын, 52-летний Ли Чжэ Ён.

Издание Wall Street Journal считает, что со смертью Ли Гон Хи закончилась очередная глава в истории компании, а перед Ли Чжэ Ёном стоит непростая задача по сохранению позиций бренда на мировом рынке.

Если Ли Гон Хи удалось в свое время сделать Samsung лидером в сфере производства электроники, то теперь южнокорейский вендор лишь одна из крупнейших компаний рынка.

Как отмечает WSJ, в отличие от конкурентов, например, компании Apple, Samsung не выстроила экосистему собственных сервисов.

Кроме того, ряд новых китайских вендоров за последние несколько лет смогли выпустить устройства, которые соответствуют характеристикам гаджетов Samsung, но при этом продаются дешевле. Даже компании, которые изначально не были производителями техники, в том числе Amazon или Google, выпускают собственные смартфоны и смарт-колонки и могут на равных конкурировать с Samsung. 

Как заявил профессор Корейского колледжа в Сеуле Майк Чо, Ли Чжэ Ён принадлежит к другому поколению, нежели его отец и дед Ли Бён Чхоль, являющийся основателем Samsung.

«Чжэ Ён родился в семье, которая уже была богатой и успешной. У него совсем другое образование», — считает Майк Чо.

Ли Чжэ Ён, который на Западе представляется как Джей Ли, свободно говорит на английском языке. Он установил крепкие отношения с элитой Кремниевой долины, например, встречался с главой Apple Тимом Куком за ужином. Кроме того, в 2016 году на встрече президента США Дональда Трампа с ведущими бизнесменами в сфере IT Ли Чжэ Ён был единственным иностранцем на приеме, что подчеркивает как его статус, так и статус Samsung за рубежом.

Тем не менее, та линия поведения, которую выбрал наследник империи Samsung, кардинальным образом отличается от стратегии его отца, в связи с чем возникают вопросы о том, как новый глава повлияет на будущее всего бренда.

«Государство в государстве»

После госпитализации Ли Гон Хи в мае 2014 года из-за проблем с сердцем фактическим лидером компании является его сын Ли Чжэ Ён, рассказывает Алексей Чигадаев, руководитель азиатских проектов коммуникационной группы iMARS.

«Несомненно, Ли Гон Хи принимал участие в управлении компанией, но не стоит переоценивать его влияние. Samsung — бизнес-гигант, управление которым в ручном режиме невозможно, поэтому СМИ транслировало образ Ли Гон Хи в качестве человека, который сконцентрирован на «большой картине» развития компании, не участвуя в повседневной работе компании», — отметил Чигадаев.

По его словам, стоит обратить внимание не на лидера компании, сколько на тип организации.

Samsung — это чеболь, финансово-промышленный конгломерат, который формально представляет собой группу самостоятельных компаний, однако находится в собственности конкретной семьи под единым административным и финансовым контролем.

Наличие семейной преемственности в управлении чеболями порождает непрозрачные механизмы принятия решений, коррупционные скандалы, подавление рыночной конкуренции, подавление профсоюзного движения.

Дело Ли Чжэ Ёна в 2017 году было признано «судом века» в Корее и стало одним из составляющих кампании по отставке правительства бывшего президента страны Пак Кын Хе. Ли Чжэ Ёна приговорили к 5 годам, но менее чем через год он вышел на свободу. В настоящее время верховный суд Южной Кореи назначил новое судебное разбирательство по делу Ли, возобновив обвинения во взяточничестве.

«Samsung — это государство в государстве. В 2020 году Ли Чжэ Ён объявил о прекращении передачи прав в управлении компанией от отца к детям, пообещав, что права управления, унаследованные им, не перейдут к его детям. Он также сказал, что Samsung перестанет пресекать попытки сотрудников организовать профсоюзы, хотя профсоюзные активисты усомнились в его искренности.

Гораздо важнее сейчас наблюдать, каким образом Samsung и лично Ли Чжэ Ён наладит эффективную коммуникацию с государством и собственными работниками — поколением миллениалов — которые не готовы существовать в рамках жесткой корпоративной культуры.

Давление снизу и сверху будет решающим фактором в развитии компании. Бизнес компании успешно конкурирует с высокотехнологичными брендами из Японии и США. Samsung также успешно пережил рождение и развитие новых китайских тигров (Xiaomi, OPPO, Huawei и т.д.), поэтому сам бизнес, в данном случае, в ближайшем обозримом будущем будет развиваться вне зависимости от лидера компании», — считает эксперт.

Смерть Ли Гон Хи — это знаковое событие не только для Samsung и для Южной Кореи, но и даже азиатского региона в целом, рассказал «Газете.Ru» аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.  

«Он был представителем второго послевоенного поколения, одним из наследников первых основателей корпораций-чеболей, выстроенных по японскому образцу. Стараниями Ли Гон Хи Samsung и вся Южная Корея вслед за компанией пережили вторую модернизацию 1990-х и 2000-х годов. Они сделали то, чего Япония в свое время повторить не смогла», — заявил эксперт.

Однако Емельянов отметил, что Ли Гон Хи все же был человеком давно ушедшей эпохи — он был отнюдь не демократ, а если и западник, то лишь в сравнении с еще более консервативными представителями южнокорейской элиты. Его формальное руководство сохранялось в последние годы, хотя сам он уже сильно болел.

Из уважения к патриарху семейный клан Ли не мог себе позволить серьезно менять стратегию компании, и это заметно тормозило Samsung.

«Фактически Ли Чжэ Ён, наследник компании, находится у руля корпорации уже более 10 лет. У него неоднозначная репутация, он фигурант двух крупных коррупционных скандалов. И тем не менее иностранные акционеры, которые владеют более 50% акций Samsung, на него возлагают большие надежды, в частности по привлечению в руководство людей из западного мира.

На рынке есть ожидания, что компания трансформируется в классическую интернациональную корпорацию: будет торговаться на бирже преимущественно в Америке и Европе, будет активнее себя проявлять в покупке западных игроков или даже сольется с ведущими чипмейкерами типа Nvidia или Intel.

При Ли Гон Хи это было бы немыслимо, но при Ли Чжэ Ёне этого нельзя исключать. Акции материнского холдинга Samsung C&T сегодня в Сеуле подскочили на 13,5%, и это о многом говорит. Все понимают, что эпоха плановой модернизации ушла», — заключил собеседник «Газеты.Ru».