«Виден рост самосознания людей»

«Виден рост самосознания людей»

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Виден рост самосознания людей»

Личный архив

Великий князь Георгий Михайлович Романов, председатель управляющего совета Всероссийского благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» рассказал о социальной активности в период пандемии и функционировании фудшеринга в России.

stopCovid1

— Георгий Михайлович, где вы проводите основную часть времени, часто ли бываете в России или вам интереснее европейские столицы?

— Это, если честно, один из самых часто задаваемых вопросов. В соцсетях меня вообще спрашивают коротко и по-простому: «Где вы?». Я много езжу по России и по миру, публикую фотографии, наверно, отсюда и популярность этого вопроса. Так вот, отвечаю, я уже несколько лет постоянно живу Москве, здесь идет работа над основными проектами, здесь мой дом и офис. Что касается поездок, то их немало и география достаточно широкая: когда я еду в Европу, стараюсь посетить несколько мест сразу; если лечу за океан, то, как правило, для участия в форумах или конференциях. Сейчас, правда, из-за СOVID-19 даже из дома выходить не рекомендуется, поэтому все поездки отложены. Например, еще в марте планировалось провести в Мехико большой Форум представителей Банков продовольствия, но «вмешался» вирус, поэтому при благоприятном раскладе он состоится только в сентябре. Ну а пока все рабочие вопросы приходится решать в режиме онлайн-конференций.

— Тема коронавируса сейчас, конечно, превалирует в информационном пространстве. Но у вас о происходящем свое мнение уже сформировалось? Какой вывод можно сделать из сложившейся ситуации?

— Мне кажется, мировая пандемия заставила многих совершенно по-новому взглянуть на то, как общество использует имеющиеся ресурсы. Встал вопрос, что есть безопасность и так ли важны границы? Оказывается, для вируса границ нет, полиция от него не защитит и запретить законом его невозможно. Вся эта ситуация демонстрирует, что существуют глобальные проблемы, на которые ответ должны дать не отдельные государства и не международные организации, а глобально общество, то есть все и каждый. Я думаю, что когда вирус будет побеждён, люди увидят, как изменился мир уже потому, что будут смотреть на него другими глазами. Вот это и будет подходящий момент, чтобы делать выводы.

— А сейчас, когда общество оказалось выбитым из привычной колеи, пока люди по всему миру находятся на карантине или в самоизоляции, можно ли сказать, что восприятие реальности меняется?

— Я могу судить по той сфере, в которой развиваются наши проекты, – да, меняется. Сейчас происходит реальное оживление социальных инициатив, программ взаимопомощи, активизация волонтерского движения, и я полагаю, что это результат не только самоизоляции, но и роста самосознания людей, понимания того, что небольшой вклад каждого формирует благо для многих.

Для меня как для человека, занимающегося развитием благотворительных и социальных программ, – традиции, которая в России имеет глубокие исторические корни, – наблюдать эту тенденцию очень приятно.

Я рад, что, несмотря на возникающие в силу известной ситуации трудности, наш Фонд, как и многие наши коллеги в других благотворительных организациях, работает с еще большей отдачей.

— А каким образом благотворительные организации, в частности «Фонд продовольствия «Русь», в условиях сокращения экономической активности, остановки многих производственных процессов и снижения покупательной способности находят ресурсы для пополнения «банка еды»?

— Фонд работает с 2012 года, и за это время уже накоплен большой опыт взаимодействия с производителями и торговыми сетями. Успешно развиваются разные форматы оказания помощи.

С 2015 года по системе Food drive работает проект «Корзина доброты». Суть в том, что любой покупатель в магазине может приобрести нескоропортящиеся продукты и оставить их в специальной корзине на выходе из торгового зала. Многие посетители супермаркетов в крупных городах видели волонтёров в жёлтых жилетах, приглашающих принять участие в этой благотворительной акции. Это волонтёры Фонда «Русь».

Наш партнёр X5 Retail Grou, в магазинах которого мы проводим акции, помогает дополнить уже подготовленные продуктовые наборы недостающими позициями. Например, если в наборах не хватает консервов или крупы, они будут туда добавлены, чтобы комплектация была равноценная.

Что же касается самого проекта «Корзины доброты», то уже несколько лет он существует в интернет-формате. Это позволяет оформить разовое или регулярные продуктовые пожертвования дистанционно. В нынешних условиях, когда «заказать с доставкой» не просто удобнее, но и безопасней, мы надеемся, что этот формат будет успешно развиваться.

Ну и, переходя, как говорят, от главного к основному: наибольший объем помощи мы получаем в качестве пожертвований от компаний-производителей, торговых сетей и организаций общественного питания, с которыми у нас партнерские соглашения. Речь идет как о крупных мировых брендах, так и о небольших региональных производителях. Для работы с нами нужно выполнять всего лишь два требования. Это, во-первых, сохранение потребительских свойств передаваемых товаров и, во-вторых, наличие документов, подтверждающих их качество.

— Как происходит распределение и передается помощь нуждающимся? Фонд привлекает волонтеров?

— Мы работаем адресно, предоставляя помощь и пенсионерам, и одиноким людям с ограниченными возможностями, и многодетным семьям, и одиноким матерям. В ряде регионов у Фонда есть собственные отделения – это Санкт-Петербург, Челябинская, Ростовская, Рязанская область, Краснодарский край. В некоторых городах нам помогают определить нуждающихся социальные службы, епархии Русской Православной церкви и местные некоммерческие организации. Но Фонду всё равно очень нужны волонтеры, готовые принимать участие в разовых акциях или помогать регулярно.

Справедливости ради скажу, что есть очень хорошие поддерживаемые государством инициативы. В частности, программа «Мы вместе», которая фактически создала обширную платформу для консолидации благотворительных инициатив и сформировала крупнейшую базу волонтеров по всей стране, которую «обслуживает» единый колл-центр.

То есть мы в кризисной ситуации пришли к так называемому синергетическому эффекту, которого в обычных условиях достичь не удавалось.

Думая о будущем, я понимаю, что сегодняшние положительные результаты позволят нам расширить географию и охватить больше нуждающихся. Строго говоря, это те стратегические задачи, которые мы себе ставили еще до того, как понятия «коронавирус» и «пандемия» вошли в нашу повседневную жизнь.

— А на сегодняшний момент уже есть примеры сотрудничества с другими общественными организациями?

— Конечно. Сейчас совместные акции проходят практически на ежедневной основе во всех регионах работы Фонда «Русь»: активисты «Двуглавого Орла» Константина Малофеева и волонтеры Общероссийского народного фронта регулярно помогают нам с разгрузкой и фасовкой продуктов. Волонтеры-медики участвуют в доставке и распределении наборов пожилым людям и семьям с детьми.

«Виден рост самосознания людей»

Иннокентий Зуев

Мы, со своей стороны, с коллегами делимся опытом именно в фудшеринге, все-таки эта тема для нас профильная, и в ней, помимо организационных моментов, есть и правовые аспекты передачи товаров на благотворительность, которые необходимо учитывать.

— Вы имеете в виду юридические аспекты, сопровождающие так называемый промышленный фудшеринг, когда речь идет о получении продуктовой благотворительной помощи в больших объемах и на постоянной основе?

— В том числе. Вы знаете, здесь хочешь не хочешь, а юридическую сторону надо хорошо знать. Речь идет о налоге на прибыль и НДС по тем товарным позициям, которые компании потенциально готовы передавать на благотворительность. Парадокс в том, что продавцам дешевле утилизировать продукты, нежели передавать нуждающимся. А когда речь идет о больших объемах пожертвований, то даже крупные производители и ретейлеры не всегда себе это могут позволить с точки зрения налогового бремени.

Однако у нас есть и хорошая новость. В конце марта в ходе встречи представителей предпринимательского сообщества с Владимиром Владимировичем Путиным был поднят вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство. И по итогам встречи президент дал поручение правительству наложить мораторий до конца года на взимание налога на прибыль с продовольственных товаров, передаваемых на благотворительность.

Очень надеюсь, что поправка в дальнейшем обретет статус постоянной и мы сможем выйти без преувеличения на новый уровень по доступности и материальному обеспечению наших программ.

— Возвращаясь к злободневной теме, что бы вы пожелали тем, кто сейчас находится в режиме самоизоляции? Как бы вы мотивировали людей к «безопасному» поведению?

— Призываю всех к ответственности и пониманию того, что самоизоляция и вынужденные ограничения — это те меры, которые позволят быстрее и с меньшими потерями преодолеть кризис. Если вам предписано оставаться дома, пожалуйста, постарайтесь сократить контакты с окружающими, помните, что особенно для старшего поколения вирус может быть смертельно опасным. Я понимаю усталость нас всех, но что поделать?! Давайте думать о том, что в жизни всё плохое заканчивается и белая полоса обязательно будет. Я, лично, мечтаю увидеть Байкал, заняться там дайвингом, как только это станет возможным.

А вообще есть хорошая русская пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Давайте помогать, быть полезными тем, кто находится в действительно сложной ситуации.