«Разбили бы лицо»: профессора обвиняют в оправдании терроризма

«Разбили бы лицо»: профессора обвиняют в оправдании терроризма

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Разбили бы лицо»: профессора обвиняют в оправдании терроризма

Высшая школа экономики

Руководство ВШЭ пообещало дать правовую оценку высказыванию профессора ВШЭ Гасана Гусейнова о том, что захват заложников на Дубровке был «национально-освободительной борьбой чеченского народа». На преподавателя вуза уже подали заявление в прокуратуру по факту оправдания терроризма. Сам Гусейнов сообщил «Газете.Ru», что всего лишь объяснил поступок террористов, а не оправдывал его.

«Разбили бы лицо»: профессора обвиняют в оправдании терроризма

«Борьба чеченского народа»

В Высшей школе экономики (ВШЭ), комментируя высказывание профессора университета филолога Гасана Гусейнова, назвали неприемлемым использование исторических событий для оправдания терроризма. О соответствующей позиции учебного заведения заявил директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Андрей Лавров.

«Такие вещи, как терроризм, геноцид, холокост, массовые убийства нельзя оправдать ничем, и это позиция всего цивилизованного общества, а не только НИУ ВШЭ. Что касается высказывания, которое послужило предметом дискуссии, то университет его проанализирует и даст ему правовую оценку», — сообщил представитель учреждения РИА «Новости».

Все началось после того, как журналистка Анна Наринская на странице в Facebook рассказала о своей давней беседе с американской писательницей Сьюзен Зонтаг. В ней гражданка США назвала захват заложников на Дубровке 2002 года «национально-освободительной борьбой чеченского народа».

Гусейнов в комментариях к посту заявил, что Зонтаг была права. «Факт остается фактом: это была национально-освободительная борьба чеченского народа. Сейчас в этой борьбе — длительный перерыв», — написал профессор ВШЭ.

После того как пользователи соцсети начали осуждать филолога за оправдание терроризма, он удалил комментарий, но в итоге ему все равно пришлось объяснить свое высказывание.

«Есть национально-освободительное движение, с ним всегда сопряжен террор – ни к тому, ни к другому у меня никакой симпатии нет. Гуманитарные науки изучают явления и называют эти явления своими именами. Говорить, что они пропагандируют эти явления – это глупо. Надо стараться здравый смысл сохранять. Не нужно ввязываться в абсурдные обсуждения», — заявил Гусейнов в разговоре с «Газетой.Ru».

Кроме того, профессор считает, что его слова «вырвали из контекста». «Объяснять происхождение явления не значит оправдывать его. Жизнь одного человека важнее (для меня) государственных образований и иных сообществ. Террор бывает информационный, когда вырванные из контекста и переиначенные слова человека используются для сведения счетов с ним — в назидание другим», — написал он на своей страницу в Facebook.

Ветеран «Альфы» и член президиума «Офицеров России» Игорь Шевчук считает, что после таких заявлений преподавателю ВШЭ лучше не встречаться с родными погибших при захвате на Дубровке.

«Либо человек сильно болен каким-то заболеванием головного мозга, либо у человека какое-то очень извращенное восприятие морально-нравственных принципов. Пускай бы он попробовал это сказать какому-нибудь человеку, у которого родственники побывали в заложниках или погибли.

Я думаю, что ему минимум разбили бы лицо, если не убили бы нахрен на месте, как это было в Беслане, когда одного поймали там и местные жители просто разорвали его руками. Он либо болен, либо извращенец», — сказала Шевчук изданию «Подъем».

Общественность уже призывает привлечь Гусейнова к уголовной ответственности — соответствующее заявление направил в прокуратуру общественный деятель и блогер Сергей Колясников.

«Это не была никакая ни освободительная борьба, ни борьба за свободу, это был террористический акт. Придавать любой другой оттенок этому убийству, захвату заложников, на мой взгляд, это преступление. Вообще я бы хотел, чтобы его как минимум отстранили от преподавания. Я считаю, что такой человек не может и не должен преподавать детям, молодежи», — пояснил Колясников «Пятому каналу».

«Клоачный русский язык»

Это не единственный скандал, участником которого стал Гусейнов. Осенью прошлого года профессор НИУ ВШЭ возмутился отсутствием иноязычных СМИ в московских киосках и назвал русский язык убогим.

В Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, киргизов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна. А мир-то населен более умными и человечными людьми, чем я и мои соотечественники, как же так?», — писал мужчина на своей странице в Facebook.

Под этим высказыванием появились десятки негативных комментариев, и Гусейнов поспешил объяснить, что «имел в виду не в целом язык».

«Речь идет о том, как люди пользуются этим языком. Как его используют средства массовой информации, политики, юристы, сотрудники правоохранительных органов, которые измываются, глумятся над языком», — объяснил филолог принадлежащему Григорию Березкину РБК.

Осудил профессора и его начальник — научный руководитель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич. «Это избыточно эмоциональное и одностороннее заявление. Я понимаю, что его как преподавателя-филолога раздражает многое в том, как сегодня говорят по-русски. Все это перечисление приехавших людей — это незначительное меньшинство. Это не вполне адекватно. Это крайне одностороннее видение», — заявил он радиостанции «Говорит Москва».

По факту этого высказывания в ВШЭ состоялось заседание комиссии ученого совета по этике, члены которой постановили, что профессору необходимо «принести публичные извинения» — Гусейнов отказался это делать. «Не уверен, что было бы этично и с моей стороны откликаться на решения относительно моей персоны, которыми комиссия по этике решила поделиться со мной через СМИ» — подчеркнул он в разговоре с «Газетой.Ru».