Общее дело: как Госинспекция по недвижимости Москвы помогает бороться с COVID-19

Общее дело: как Госинспекция по недвижимости Москвы помогает бороться с COVID-19

Общее дело: как Госинспекция по недвижимости Москвы помогает бороться с COVID-19

Пресс-служба Госинспекции по недвижимости

Следить за состоянием объектов нежилого фонда в Москве, предотвращать и пресекать самовольное строительство, вести борьбу с самостроем – этим перечнем обязанностей деятельность Госинспекции по недвижимости не ограничивается. Помимо реализации множества смежных задач, сегодня Госинспекция также активно помогает контролировать распространение коронавирусной инфекции в городе. В интервью «Газете.Ru» начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский рассказал о разных сторонах работы ведомства, в том числе об использовании новых технологий, особенностях проверок соблюдения мер профилактики Covid-19 и взаимодействии с бизнесом.

Общее дело: как Госинспекция по недвижимости Москвы помогает бороться с COVID-19

– Почему деятельность Госинспекции по недвижимости так важна для успешного функционирования города, какие задачи и проблемы она помогает решать?

– У Госинспекции по недвижимости большой пул задач, связанных с контрольно-надзорной деятельностью: это муниципальный и региональный земельный надзор за объектами недвижимости, за тем, как используются городские, частные и федеральные земли в границах Москвы. Кроме того, за нами закреплен контроль объектов городской собственности, городской казны, а также объектов, предоставленных на вторичных правах третьим лицам – на правах аренды, оперативного управления и так далее.

Помимо этого, в последнее время ведомство было наделено рядом дополнительных, достаточно важных функций. В 2019 году по решению Мэра Москвы Сергея Собянина Госинспекция по недвижимости централизовала практически все полномочия, связанные не только с выявлением самостроя, но и с его демонтажем. Раньше они реализовывались территориальными органами, префектурами. Кроме того, у нас появились новые обязанности, связанные с участием в администрировании бюджетных доходов, с определением торгового сбора на торговых объектах, с определением фактического использования объектов недвижимости земельных участков как для кадастровой оценки, так и для целей налогообложения.

Плюс к этому у нас есть ряд дополнительных опций – это аналитическая деятельность по объектам недвижимости, контроль нестационарных торговых объектов, летних кафе. По сути Госинспекция занимается приведением в порядок капитальных и некапитальных объектов столицы.

– Насколько актуальна для Москвы проблема незаконных построек, каких успехов в этой области удалось добиться?

– Самострой – это не только построенный без разрешительных документов объект. Такие строения, как правило, портят архитектурный облик столицы, представляют угрозу жизни и здоровью горожан, а также зачастую являются очагами криминогенной обстановки.

Мы все помним 2016-2017 гг., когда в городе прошли так называемые «ночи длинных ковшей», и объекты самостроя из-за неправильного оформления документов, расположения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями были демонтированы в административном порядке. Основной задачей таких мероприятий было освобождение от незаконных построек центральных районов города, земельных участков, которые прилегают к объектам метрополитена, транспортной инфраструктуре, к ресурсоснабжающим организациям.

Системная работа по выявлению самостроя и борьбе с ним продолжается. Сейчас Госинспекция по недвижимости проводит инвентаризацию всей территории города и выявлению объектов самостроя не только на центральных улицах, но и в спальных районах, производственных и промышленных зонах.

Общее дело: как Госинспекция по недвижимости Москвы помогает бороться с COVID-19

Пресс-служба Госинспекции по недвижимости

Для инвентаризации районов города мы активно применяем современные технологии. Большинство контрольных мероприятий на данный момент проводится без непосредственного выхода инспекторов ведомства на объект. Нарушения фиксируются с помощью беспилотных летательных аппаратов, оснащенных лазерным сканером. Важным преимуществом такого способа выявления самостроя является возможность анализа самых труднодоступных участков, зачастую скрытых за растительностью, проводами, зданиями или конструкциями. Технологии позволяют передать ситуацию с максимальной точностью.

В свою очередь, это дает нам возможность увеличить объемы ликвидации самостроя. Так, только за 2019 и 2020 год мы демонтировали более 1,7 млн кв. метров незаконных строений, что значительно превышает показатели 2015-2018 годов, и мы намерены продолжать наращивать темпы.

– Насколько трудным в целом является проведение разнообразных проверочных процедур в условиях пандемии?

– С прошлого года по поручению заместителя Мэра Москвы Владимира Ефимова мы взяли курс на перевод очных проверок в формат проверок с помощью искусственного интеллекта и других технических средств, позволяющих на месте определять признаки нарушений. Текущая ситуация ускорила эти процессы, средства дистанционного выявления нарушений – квадрокоптеры, автоматизированные алгоритмы – вышли на первый план. Они позволяют нам проверить гораздо больший объем территорий, выявлять именно те зоны, где есть риски, без привлечения к этому процессу инспекторского состава.

В этом году 78% всех выявленных самостроев мы обнаружили с помощью квадрокоптеров. Такого процента и объема выявляемых нарушений при помощи технических средств не было никогда за всю историю Госинспекции.

– Как получилось, что Госинспекция по недвижимости проводит проверки по соблюдению мер профилактики коронавируса?

– Такое решение было принято весной этого года. Новые полномочия Госинспекции по недвижимости – проверки соблюдения мер профилактики коронавируса – стали дополнением к нашим мероприятиям по контролю за объектами недвижимости. При выявлении нарушений – таких как, например, несоблюдение социальной дистанции, мы так же, как и в нашей обычной работе, составляем протоколы, формируем административное производство, привлекаем юридических и должностных лиц к административной ответственности.

– Возникли ли какие-то трудности при организации нового вида надзора, связанного с Covid-19?

– Во многом благодаря системному подходу к работе на территории нам удалось оперативно организовать мероприятия по контролю за соблюдением мер профилактики в городе.

Главной организационной сложностью для нас стало то, что такие мероприятия несут значительную дополнительную нагрузку на инспекторский состав: их нельзя проводить дистанционно, необходимо выходить на территорию. Но, наверное, больше всего сложностей возникает в плане работы с нашими контрагентами, особенно это наблюдалось весной в первую волну, когда только началась активная деятельность по контролю за выполнением мер профилактики и поначалу наши действия многими воспринимались неоднозначно. И это, в общем-то, понятно, поскольку, речь идет об ограничениях.

Сейчас юридические лица, к которым мы приходим с проверкой, с пониманием относятся к тому, что мы делаем, и стараются выполнять установленные требования.

– Как распространение коронавирусной инфекции нового типа повлияло на график проверок и процедуру их проведения?

– Ярким примером может стать порядок работы с летними кафе, которые в этом году начали работать позднее, чем в прошлом году, что, в свою очередь, внесло ряд изменений в деятельность бизнеса по организации процесса и в нашу контрольную деятельность. Нам пришлось оперативно перестроить свой план проверок в соответствии с ситуацией.
Несмотря на непростые условия работы, эффективность нашей деятельности даже возросла. Об этом свидетельствуют данные по устраненным нарушениям, по работе с правообладателями объектов недвижимости, которую мы проводили, по объему добровольного устранения нарушений. Так, по итогам 9 месяцев этого года количество выявленных нарушений увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31%. После первого выявления количество устраненных нарушений выросло на 33%, количество выданных предостережений выросло на 28%.

В этом году, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, которому в условиях коронавирусной инфекции приходится нелегко, мы приняли решение об отмене всех плановых проверок в отношении юридических лиц.

Также мы акцентировали свое внимание на профилактических мероприятиях, которые в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией перенеслись в онлайн. Это позволило нам обеспечивать должный контроль за объектами недвижимости без взаимодействия с контрагентами.

– То есть, несмотря на трудности, изменения скорее позитивные?

– Не так давно, года полтора-два назад, мы бы, наверное, с трудом себе представили, что обучение, а уж тем более работа, может осуществляться в дистанционном формате. Но сложившаяся ситуация заставила всех очень быстро пересмотреть свои возможности и убеждения, что позволило добиться главного: не остановить ни одну сферу деятельности.

То же самое и в контроле. Наверное, те изменения, которые мы вносили в этом году в свою деятельность, могли достаточно долго внедряться, если бы не экстремальные обстоятельства, которые позволили нам выстраивать свою работу в духе времени, с учетом тех рисков, которые есть сейчас и в экономике, и в социальной сфере.

– Насколько распространенными являются нарушения мер профилактики коронавирусной инфекции? Какие нарушения наблюдаются чаще всего?

– Процент нарушителей не очень велик – в среднем мы выявляем порядка 6% нарушений от общего количества проверок. Около 58% нарушений связано с несоблюдением социальной дистанции, почти 28% нарушений – с отсутствием средств индивидуальной защиты. Также есть большой пул нарушений – около 14%, связанных с несоблюдением требования о переводе трети сотрудников на удаленный режим работы.

И здесь есть своя экономическая подоплека, поскольку те требования, которые необходимо выполнять, связаны с определенными финансовыми расходами.

В то же время мы отмечаем, что процент исполнения установленных требований за последнее время значительно повысился. Думаю, что это связано с осознанием того, в каких экстремальных условиях сейчас всем приходится осуществлять свою деятельность, с ростом ответственности бизнеса и общества в целом.

– Каким образом наказывают нарушителей – возможно, есть статистика по выявленным нарушениям и объему назначенных штрафов?

– Всего с апреля Госинспекция по недвижимости провела свыше 170 тысяч проверок, выявив по их итогам 3,1% нарушений. По каждому факту нарушения составляются протоколы, которые передаются в суды для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Штраф для юридического лица может достигать 300 тысяч рублей.

Но здесь стоит говорить даже не об объеме штрафов, а об эффективности мер административного воздействия. Бизнес практически не допускает повторных нарушений – в сентябре-ноябре выявлен всего 0,1% рецидивных нарушений мер профилактики, повторившихся в тех же организациях, которые мы проверяли весной. Хорошо, конечно, учиться на чужих ошибках, но на практике зачастую приходится набивать свои шишки.

– Можно ли на нынешнем этапе сделать какие-то обобщающие выводы по результатам проверок, связанных со сложной эпидемиологической обстановкой?

– Во всех отношениях выгоднее исполнять правила, чем их нарушать, потому что нарушения влекут потери. Это не только административные штрафы, но и приостановление деятельности, что очень серьезно сказывается на экономических показателях организаций-нарушителей. Но самая дорогая цена, которую приходится платить за халатное отношение к простым правилам – человеческие жизни, здоровье. У ряда организаций складывалась такая ситуация, когда просто физически работать было некому – сотрудники заболевали, массово уходили на карантин.

При этом выиграли те организации и предприниматели, которые с самого начала исполняли предписания, были открыты к изменениям и активно использовали технические средства. Они смогли обеспечить бесперебойную работу дистанционно. Мы понимаем, что не всех сотрудников можно перевести на удаленную работу, например, промышленное производство. Но при этом всегда есть офисные работники, административный персонал, который можно и нужно переводить в такой период на удаленную работу. Также нельзя забывать о простых, доступных и проверенных средствах индивидуальной защиты: масках и перчатках, социальной дистанции.

В конечном счете наша задача заключается в том, чтобы, соблюдая все необходимые профилактические меры, бизнес продолжал свою работу, а сотрудники и посетители организаций были максимально защищены от рисков инфицирования. От всех нас требуется добросовестно, честно соблюдать простые, но такие важные требования.