«Нарушители поневоле»: кого коснется закон о физлицах-иноагентах

«Нарушители поневоле»: кого коснется закон о физлицах-иноагентах

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Нарушители поневоле»: кого коснется закон о физлицах-иноагентах

Сергей Карпов/ТАСС

Любого россиянина, публично высказавшегося на политическую тему и получившего $5 из-за рубежа, теперь смогут причислить к иноагентам, опасаются правозащитники. Именно так, по их словам, можно трактовать законопроект, разрешающий признавать иноагентами физлица и общественные объединения за финансирование из-за границы. Больше остальных опасаются блогеры, которые регулярно получают из-за рубежа донаты или деньги за рекламу. «Газета.Ru» рассказывает, на кого еще и как повлияют поправки в закон об иноагентах.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

«Нарушители поневоле»: кого коснется закон о физлицах-иноагентах

Совфед одобрил законопроект, позволяющий признавать иностранными агентами физические лица и общественные объединения, не зарегистрированные как юрлица, если они ведут политическую деятельность в России или собирают сведения о военно-технической деятельности, при этом получая деньги на это из-за рубежа.

Источник финансирования может быть любым — от человека с иностранным гражданством до целого государства.

Когда закон вступит в силу, такие организации и физлица обяжут подать заявление о включении в реестр иностранных агентов. После этого они должны предоставить в Минюст данные о том, сколько денег получили из-за рубежа, как хотят потратить сумму и как в итоге распорядились ей. Физлицу такие отчеты надо направлять в ведомство раз в шесть месяцев, общественному объединению — ежеквартально.

Если организация решит намеренно не подавать заявление на включение в реестр, то ее руководству грозит наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на два года. Физическому лицу в этом случае светит от 300 тыс. рублей штрафа до пятилетнего срока в колонии — соответствующую поправку в статью 330.1 Уголовного кодекса РФ еще 2 декабря подписал президент России Владимир Путин. Инициатива проходила чтения в Госдуме и Совфеде отдельно от основного закона.

Вдобавок, проект запрещает иноагентам занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также иметь доступ к гостайне. При публикации любых своих новостей вышеуказанные физлица и общественные объединения должны будут упоминать статус иноагента. СМИ также разрешается писать об иноагентах только с указанием их статуса.

Как от законопроекта пострадают блогеры

После того, как этот законопроект вступит в силу, «под угрозой окажется любой гражданин», убежден член старейшей правозащитной организации Московской Хельсинкской группы Борис Альтшулер.

«Я читаю газеты, слушаю Бастрыкина (глава СК РФ Александр Бастрыкин — «Газета.Ru»), читаю доклады Федеральной антимонопольной службы. И при этом, если я в интернете повторю то, что они говорят — я занимаюсь политической деятельностью и еще я иностранный агент, если мне знакомый перевел $5 из-за границы», — возмутился эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

Опасаются этой инициативы и блогеры, которые в большинстве случаев ненамеренно получают деньги из иностранных источников. Как пояснил «Газете.Ru» игровой блогер Антон Логвинов, русскоязычную версию платформы YouTube обслуживает офис хостинга в Великобритании — он и обеспечивает монетизацию видео (выплаты за показ рекламы во время ролика блогера), а также отвечает за передачу блогерам донатов (пожертвования автору на развитие канала) со стримов.

«Например, деньги от суперчата (прямой трансляции на YouTube — «Газета.Ru) сначала аккумулирует YouTube, а потом перечисляет автору. По сути, все эти деньги иностранные. И английский офис не делит высылаемые деньги на рекламу и донаты — все скопом перечисляют», — рассказал Логвинов.

Данная инициатива может лишить дохода общество-политических блогеров с любых платформ, считает Евгений Супер, ведущий программы «Время — вперед!», которая выходит на YouTube.

«Если судить по тем данным, которые уже известны, иноагентом может оказаться любой блогер, связанный с общественно-политической деятельностью. Ведь для многих из них основной источник дохода – это пожертвования его аудитории, которая может проживать и за рубежом. Но не всегда представляется возможным отследить происхождение денежного перевода, поэтому блогер может невольно стать нарушителем закона»,

— отметил эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

Он добавил, что нововведение позволит недоброжелателям провоцировать блогеров на нарушение закона анонимными переводами с территории иностранного государства. «Выходит, что безопаснее даже, не имея никаких иностранных поступлений, на всякий случай зарегистрироваться иноагентом для подстраховки», — резюмировал Евгений Супер.

Антон Логвинов также считает, что блогерам проще сразу подать заявление на включение в реестр. «Если все напишут, что они иностранные агенты, то смысл этой надписи вообще исчезнет», — убежден эксперт.

Совфед уже одобрил законопроект, и сейчас его ждет только подписание президента, но время, чтобы исправить такие недочеты, еще будет, заверил «Газету.Ru» первый зампредседателя комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров.

«Вопрос с блогерами нуждается в проработке. Будет еще очень много всяких добавлений, изменений.

Сама идея хороша, потому что эти агенты пытаются расшатать конституционные основы нашего государства, а детали по блогерам, думаю, будут прорабатываться рабочей группой, которая займется этими вопросами после одобрения Совфедом. Вдобавок, законы, которые вступают в силу, потом мониторят на необходимость поправок», — сказал он «Газете.Ru».

Авторы законопроекта попытались успокоить блогеров: отслеживаться транзакции из-за рубежа будут не так строго.

«Закон будет касаться физических лиц, следовательно и блогосферы. Я сомневаюсь, что будут сплошняком отслеживаться транзакции. Эта мера превентивная, чтобы денежками зарубежными не пользовались», — сказал «Газете.Ru» первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков.

«Ответ всем, кто полезет к нам со своим финансированием!»

Возмутил правозащитников и термин «политическая деятельность», упомянутый в законопроекте.

«Под такую размытую формулировку попадает все. Нарочно пишутся законы, которые имеют абсолютно произвольное толкование — дальше люди в погонах становятся абсолютными хозяевами ситуации», — возмутился член Московской Хельсинкской группы Борис Альтшулер.

Чтобы устранить это недопонимание, ко второму чтению авторы законопроекта прописали в документе, что не входит в перечень сфер деятельности, за участие в которых в случае зарубежного финансирования причисляют к иноагентам. Так, согласно инициативе, политической деятельностью не считается наука, культура, искусство, здравоохранение, соцподдержка, защита материнства и детства, пропаганда здорового образа жизни и спорта, благотворительность, а также защита растительного и животного мира.

Но член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер убеждена — «все некоммерческие организации, которые работают в социальной сфере и которые зарекомендовали себя как эффективные , безусловно, занимаются политической деятельностью». В связи ОНФ тоже рискует стать иноагентом после того, как закон вступит в силу, высказала опасения правозащитница в ходе обсуждения законопроекта в Общественной палате РФ.

По словам правозащитницы, опосредованно огромное количество общественных объединений финансируются из-за рубежа.

«Этот законопроект не имеет ничего общего с соблюдением прав человека. Не юрлицо бессмысленно ограничивать так, потому что у него нет банковского счета, нет возможности официально получать деньги и расходовать их. Это к тому, что у этого законопроекта нет ничего общего со свободой ассоциации (правом добровольно вступать в группы и выходить из них, а также право объединения действовать в интересах своих членов, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека)», — считает глава международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев в разговоре с «Газетой.Ru».

Необходимость нововведения обусловлена тем, что в результате поддержки из-за рубежа физлицо или общественное объединение может участвовать в политической деятельности страны в интересах «иностранного источника», указано в проекте.

«Вот ответ тем, кто полезет к нам со своим финансированием, печеньками и всем остальным. Если здесь политическое руководство едино, давайте и мы будем с ними. Об этом закон. И уж если там говорить о правах и свободах, этот закон точно их не нарушает, не покушается на эти права и свободы, а защищает интересы государства. Чтобы мы страну не потеряли!» — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин на итоговом пленарном заседании 2020 года.