«Хуже уже не будет»: как выживают российские студенты в США

«Хуже уже не будет»: как выживают российские студенты в США

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Хуже уже не будет»: как выживают российские студенты в США

Brian Snyder/Reuters

Русскоязычные студенты в США из-за пандемии оказались в тяжелом положении. Несмотря на то что их визы не были аннулированы, как поначалу планировала это сделать администрация Дональда Трампа, они столкнулись с финансовыми проблемами — им приходится искать деньги на жизнь, но легальной работы практически нет. «Газета.Ru» поговорила с учащимися американских вузов о том, как они выживают.

«Хуже уже не будет»: как выживают российские студенты в США

Пандемия COVID-19 значительно усложнила жизни русскоговорящих студентов в США. Об этом сами учащиеся рассказали «Газете.Ru».

Тем, кто находится в США по студенческой визе, пришлось туго. Еще 7 июля американская иммиграционная и таможенная полиция объявила, что находящиеся в стране иностранные студенты, обучающиеся дистанционно, будут считаться нарушителями визовых правил со всеми последствиями вплоть до депортации. Спустя неделю, 15 июля, администрация президента США Дональда Трампа решила отказаться от планов аннулировать студенческие визы иностранным студентам, так как Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт подали на ведомство в суд — учебные учреждения посчитали себя ущемленными, потому что интернациональные студенты являются существенным источником дохода для американских университетов. Однако русскоязычным студентам, легально оставшимся в США, пришлось искать деньги на жизнь.

«Остался один ноутбук — остальные пришлось продать»

Как рассказал студент Сергей из Мичиганского университета в городе Энн-Арбор, в марте в их университете приостановили очное обучение, а студентам «настоятельно рекомендовали» возвращаться по месту жительства. «При этом кампус и общежития продолжали работать, что вселяло спокойствие», — поделился молодой человек с «Газетой.Ru».

По его словам, новый формат обучения трудностей не вызывал, однако у студента начались финансовые проблемы. «В феврале я начал работать в инжиниринговой компании, но с началом пандемии меня сначала перевели на дистанционную работу с понижением ставки, а в конце мая меня сократили», — рассказал Сергей.

Найти новую работу в пандемию оказалось практически невозможно. «К тому же, каждый день сообщали о новых заболевших студентах. Все это очень сильно давило. Я честно соблюдал ограничения, старался без надобности не выходить на улицу, но ситуация становилась все более безвыходной», — пожаловался студент.

Возможности вернуться в Россию у него не было. «А в июле уже потребовали всех иностранных студентов, у которых вузы переходят в онлайн, покинуть США, объявили о прекращении действия наших виз. Потом эту идею отменили, но наш университет все еще настоятельно предлагал удалиться иностранным ребятам. Я тогда выехал из общежития и с друзьями снял на месяц комнату», — рассказал Сергей.

Вместе с друзьями ему приходилось нелегально работать по ночам. «А днем по очереди занимались — у нас остался только один ноутбук, остальные пришлось продать», — пояснил студент.

Он добавил, что новый учебный год начался в университете в смешанном формате — часть занятий проводятся дистанционно. «Разумеется, очень строго соблюдаются меры безопасности, но все же мы смогли вернуться в общежития, вернуться к привычным занятиям. Хуже, чем этим летом, думаю, уже не будет», — надеется Сергей.

Ничего не помогает справиться

Аспирантка из Нью-Джерси весной планировала защитить диссертацию после многолетней докторской программы в американском университете. Деньги на учебу за эти годы ей предоставляла спонсорская компания, а когда студенческая жизнь закончилась, девушка жила на сбережения и зарабатывала преподаванием.

«В 2019-2020 мне повезло — факультет неожиданно выделил мне финансирование на учебный год, меня пригласили работать ассистентом преподавателя, в обмен на стипендию. В пандемию несколько месяцев, с марта по июль, был гарантированный доход, что на фоне новостей об увольнениях ощущалось большой удачей. В марте, перед весенними каникулами все ушли на удаленное преподавание, перелопатили учебную программу, но довели курсы до конца», — рассказывает девушка, пожелавшая сохранить анонимность, «Газете.Ru».

После того как ее защиту отложили до осени, студентка думала: уезжать или оставаться. На что жить дальше в 2020-21, по ее словам, было непонятно. На факультете, где она преподавала, сократили ставки и объясняли, что ожидают меньшего количества студентов.

«По слухам, вроде каждому факультету пришло указание сверху сократить около 15% рабочих мест среди преподавателей. Без постоянного контракта, я попала в «невезунчики». Товарищ с другого факультета предложил полставки на осень, по-приятельски, но в июле администрация этого факультета предложение отозвала, мотивируя тем, что им «своих» надо обеспечить», — рассуждает она.

В конце лета на родном факультете девушки придумали, как помочь — дали место на полставки, без соцпакета. Меры эпидемиологической безопасности от официальных лиц университета были приняты достаточно быстро, тесты при симптомах появились еще в марте, звали на тестирование вакцины добровольцев, везде наклеили плакаты с указаниями о 2 метрах дистанции.

«Все закрыли — учебные блоки, библиотеки, общепит. На пару недель даже стадион поставили под замок, потом по-тихому сняли, но указали бегать поодиночке. Технологии не помогают, а утраивают время, затраты сил, эмоциональные инвестиции. Сокращения преподавательского состава прошло с менее заметным увеличением числа студентов. На полставки, оказалось, вместо одной группы в 20-30 студентов, я получила три по 75. Универ настоял на несинхронном формате, поэтому писать сценарии лекций, готовить слайды, записывать на видео, редактировать, загружать, строить вебинтерфейс, сканировать учебные тексты, поддерживать дискуссии онлайн, проверять задания, и т.д. пришлось самой, без ассистентов», — пожаловалась девушка.

Последний шанс остаться

Многим студентам, чтобы остаться в США, необходимо найти спонсоров, которые помогут поменять вид визы. По словам Ольги из города Блумингтон, штат Минессота, из-за безработицы многие компании стараются в первую очередь предоставить места американцам, а все остальные — уходят на второй план.

«У меня виза F-1 — это статус студента. Чтобы остаться в Штатах, мне надо найти компанию или работодателя который будет готов «спонсировать» меня рабочей визой (H1-B). Не все компании это делают, и предпочитают просто взять к себе гражданина США на работу — меньше возни с документами и не надо доказывать лишний раз, почему иностранец подходит на должность лучше, чем американец», — объясняет Ольга.

Единственным вариантом, что остается студентам при отказе в приеме на работу — это подать документы на магистратуру. Однако не все могут себе это позволить — обучение обходится слишком дорого, и заработать на него возможности нет.

«Я сейчас учусь полностью бесплатно и получаю стипендию каждый месяц. Я рассматриваю все возможные варианты, но пока что, не видно никаких сдвигов в лучшую сторону. Я отправляла много заявок на вакансии, где требуются люди со знанием русского языка и русской культуры — «на уровне носителя языка». Мне пришли отказы на все эти работы. Для меня это был шок», — возмутилась Ольга.

Большие сложности вернуться из России

Студенты, которые на время пандемии все же уехали в Россию, сталкиваются со сложностями при попытке вернуться — здесь все зависит от позиции властей и самого университета, рассказала «Газете.Ru» Даниэлла из Нью-Йорка.

«По-настоящему сложная ситуация сложилась для тех, кто принял решение вернуться домой и проходить дистанционное обучение с марта по июнь, например, из России, а с осени вернуться в США для очных занятий: таким студентам необходимо заново получать учебную визу, а иногда и проходить повторное собеседование в консульстве или посольстве. В данный момент все консульства США в России, за исключением Екатеринбурга (оно работает на прием документов для продления учебных виз без прохождения собеседования), закрыты», — отметила в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель отдела Образования за рубежом образовательного центра «Ай Класс» Виктория Шамшур.

По ее словам, один Екатеринбург не способен обработать количество заявок, поступающих со всей России — это приводит к огромным электронным очередям и невозможности своевременно записаться на сдачу документов. В итоге многие студенты либо не смогли выехать на учебу в США, либо все еще стараются добиться выезда — учебный год уже начался без них, и перспективы для тех, кто еще недавно радовался, поступив в американский университет, оказались весьма туманными.