Плыли за свободой: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Плыли за свободой: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Плыли за свободой: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Роберт Вейр (Robert W. Weir). Отцы-пилигримы садятся на корабль. 1844 год

16 сентября 1620 года 102 английских колониста отплыли в Северную Америку на корабле «Мэйфлауэр». Эти глубоко религиозные люди не принимали англиканскую церковь и стремились добиться большей свободы вероисповедания. Преодолев Атлантику за два месяца, пилигримы подписали так называемое «Мэйфлауэрское соглашение», принципы которого легли в основу более поздних американских документов. Именно с путешествия «Мэйфлауэра» началась целенаправленная колонизация Северной Америки.

Плыли за свободой: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Английским колонистам удалось закрепиться в Северной Америке только в начале XVII века. В 1606 году король Яков I даровал хартию Вирджинской компании. В нее вошли Лондонское и Плимутское отделения, занявшиеся освоением северо-восточного побережья Америки, включая доставку на континент английских колонистов. Многочисленные иммигранты добирались до Нового Света семьями и даже целыми общинами за свой счет.

Предполагалось, что Плимутская компания будет управлять поселениями, которые располагаются в северной части континента, а южные территории вместе со всеми колониями отойдут в ведение Лондонской компании. В итоге плимутские агенты не слишком преуспели в заселении далеких американских земель, но лондонская группа добилась видимых успехов, организовав колонию на южном побережье Чесапикского залива.

В 1607 году на берегу реки Джеймс вырос городок с названием Джеймстаун.

На первых порах казалось, что затея обречена на провал: прибывшие из Англии колонисты не обнаружили ни залежей драгоценных металлов, ни северо-западного прохода в Индию. Сидевшие в метрополии инвесторы испытывали вполне понятное разочарование, поскольку не видели источников быстрого обогащения. Самим колонистам тоже приходилось несладко: перебои в продовольственном снабжении, враждебное окружение индейских племен, повторяющиеся вспышки малярии — все это естественным образом снижало боевой дух поселенцев.

С другой стороны, девственные леса, простиравшиеся более чем на 2000 км по всему Атлантическому побережью, изобиловали всем необходимым для строительства жилищ и кораблей, а богатая природа удовлетворяла потребности колонистов в продуктах питания. Все более частые заходы европейских кораблей в естественные заливы побережья обеспечивали их товарами, не производившимися в колониях.

Ради получения дохода колонисты наладили импорт товаров в метрополию. В 1608-м в Англию отплыл первый корабль с грузом древесины и железной руды.

В 1610–1620 годах дела начали налаживаться: колонисты обнаружили для себя перспективную сельскохозяйственную культуру — табак, и с энтузиазмом принялись ее возделывать. Они отстояли свои права на землю в многолетней борьбе с индейцами и добились самоуправления посредством представительной ассамблеи. За несколько лет Джеймстаун превратился в процветающий город благодаря заложенным там в 1609 году обширным табачным плантациям, которые стали основным источником дохода жителей.

В условиях экономического подъема в сельском хозяйстве остро ощущался недостаток в рабочей силе. Колонистам приходилось привлекать к работе наемных работников (сервентов) и даже использовать в небольших масштабах рабский труд. В 1619 году в Вирджинию прибыл голландский корабль с первыми черными африканцами, двадцать из которых были немедленно куплены колонистами в качестве слуг.

Негров превращали в пожизненных рабов, а в 1660-х статус раба в Вирджинии и Мэриленде стал наследственным.

«Не все поселенцы приезжали в Америку за золотом или другой выгодой, многие эмигрировали в поисках религиозной свободы, — отмечает американский историк Роберт Римини. — После протестантской Реформации и религиозных войн между представителями различных сект и вероисповеданий преследование по религиозным мотивам было в порядке вещей. В Англии монархи возглавляли англиканскую церковь, которая противостояла римско-католической, хотя англиканство сохранило немало католических обрядов и ритуалов. Протестанты, считавшие, что церковь Англии нуждается в очищении от таких атрибутов, стали известны как пуритане. Еще более радикальные протестанты стремились вообще отделиться от англиканской церкви».

Ровно 400 лет назад произошло событие, вошедшее в историю Америки как начало целенаправленной колонизации континента англичанами. 16 сентября 1620 года в Новый Свет на галеоне «Мэйфлауэр» из Плимута отплыли 102 пилигрима. Эти люди предпочли покинуть лоно англиканской церкви, будучи недовольными ее религиозной иерархией, догмами и ритуалами, которые, на их взгляд, чересчур напоминали католические. Первоначально группа английских религиозных диссидентов, стремившаяся к еще большей религиозной свободе, бежала в Голландию, власти которой проявляли веротерпимость. Пилигримам, однако, так и не удалось адаптироваться к местному образу жизни. Получив от Лондонской компании разрешение на поселение в Вирджинии, они покинули Голландию, отплыв в Новый Свет.

Двухмесячное плавание по Атлантическому океану получилось тяжелым. Из-за бурь и штормов корабль отклонился далеко на север. Два человека умерли в пути. Один ребенок родился на корабле и получил имя Океанус Хопкинс.

Изначально пилигримы планировали основать свою колонию в северной части Вирджинии, но их корабль сбился с курса и 21 ноября 1620 года причалил к берегу в 200 милях от намеченного пункта — у мыса Код на берегу Массачусетского залива. Здесь ими было основано поселение Плимут.

Очутившись вне зоны влияния Вирджинской компании, пилигримы решили выработать собственный кодекс жизни в Новом Свете.

Еще находясь на палубе, все совершеннолетние мужчины в количестве 41 человека, главы семейств, подписали документ, вошедший в историю как «Мэйфлауэрское соглашение». Переселенцы договорились «объединиться в гражданский политический организм для поддержания лучшего порядка и безопасности» и поклялись «следовать и подчиняться сформированным законам, ордонансам, актам, установлениям и учреждениям, служащим всеобщему благу колонии». Эти принципы были развиты позднее в аналогичных соглашениях, достигнутых колонистами Коннектикута, Нью-Хэмпшира и Род-Айленда, и в более поздних документах американской истории. Документ пилигримов стал со временем символом демократического самоуправления. После подписания губернатором избрали Джона Карвера.

Мэйфлауэрское соглашение стало первым из многих документов, декларировавших принципы, которые впоследствии были положены в основу правительства и политической системы жителей Нового Света. В дальнейшем у американцев вошло в обычай использовать письменный документ как авторитетный источник при провозглашении принципов и процедур, которыми должны руководствоваться все члены общества.

Как пояснил политический лидер колонистов Уильям Брэдфорд, важность поддержания порядка усугублялась «ужасной и пустынной дикостью, полной страшных зверей и нецивилизованных людей», в которой предстояло жить его подопечным. Существовала еще одна причина для объединения этих людей: они рассматривали себя как часть некоего божественного плана, направленного на очищение религии.

С 25 ноября небольшие группы пилигримов начали высаживаться на побережье и исследовать новую землю. Почти сразу же на них напали индейцы. Благодаря огнестрельному оружию поселенцы вышли победителями из вооруженного столкновения.

В определенной мере им повезло: два коренных жителя, Сканто из племени потаксет и Самосет из племени пемаквид, немного говорили по-английски и были дружелюбно настроены по отношению к европейцам. Индейцы научили пилигримов выращивать кукурузу и показали места для ловли рыбы и охоты. Колония выжила и процветала, а колонисты благодарили Бога за свою счастливую судьбу. В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

«Потеряв половину членов своей общины, но выжив на еще не изведанной ими земле в суровых условиях первой американской зимы и последовавшего за ней неурожая, колонисты подали пример своим соотечественникам и другим европейцам, прибывающим в Новый Свет уже готовыми к ожидавшим их невзгодам. После 1630 года в Плимутской колонии возникло не менее дюжины небольших городков, в которых поселялись вновь прибывавшие английские пуритане. Иммиграционная волна 1630–1643 годов доставила в Новую Англию около 20 тыс. человек, еще не менее 45 тыс. избрали для своего местожительства колонии американского Юга или острова Центральной Америки», — резюмирует заведующий отделом Института США и Канады РАН Эдуард Иванян в «Истории США».

За первые 75 лет освоения Северной Америки появились 13 колоний.

Переселенцы занимали незаселенные территории или выменивали землю за бесценок у индейцев. Помимо англичан закрепиться здесь пытались голландцы, испанцы и французы. Нередко между ними происходили кровопролитные стычки. Но быстрое освоение северо-восточных земель и тем более продвижение вглубь континента, за Аппалачские горы, затруднялось отсутствием дорог, непроходимыми лесами и горами, а также опасным соседством с враждебно относившимися к пришельцам индейскими племенами.