Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

RocketLab/Twitter

У Илона Маска появился серьезный конкурент. Бизнесмену Питеру Беку удалось вернуть первую степень ракеты. В будущем с помощью парашютов и вертолетов он надеется снизить стоимость запусков.

Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

Похоже, возвращаемые из космоса на парашюте ракетные ступени в скором времени откроют следующую эру в космонавтике и будут символизировать новые подходы в удешевлении запусков спутников. До недавнего времени мир восхищался вертикально возвращаемыми ракетными ступенями, которые использует фирма SpaceX наиболее успешного в мире космического частника Илона Маска.

Теперь же американская частная космическая компания Rocket Lab отчиталась об успехе в испытании своей системы спасения ракетных ступеней, которая была продемонстрирована в ходе запуска 30 малых аппаратов ракетой Electron 19 ноября.

Ракета стартовала с космодрома в Новой Зеландии, после чего первая ступень отделилась, был развернут вытяжной и основной парашюты, и она мягко приводнилась в 400 километрах от места запуска, где была поднята на борт специального судна.

«Испытание стало полностью успешным, — заявил глава компании Питер Бек. – Ступень приводнилась абсолютно невредимой. Значит, это — осуществимый подход, и мы уверены, что сможем отныне сделать Electron возвращаемой ракетой».

Все этапы возвращения ступени прошли по плану, в том числе приводнение в заданном районе с вертикальной скоростью девять метров в секунду. По словам Бека, самым сложным испытанием оказалась работа при сильном волнении моря, что сделало операцию «довольно напряженной».

Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

RocketLab/Twitter

Теперь часть ракеты доставлена на завод компании, где инженеры буквально разбирают ее по винтику. Эта работа включает с себя снятие отдельных компонентов для испытаний, и в некоторых случаях, повторной сертификации для новых запусков.

Отдельно требуется поработать над термической защитой нижней части ступени. «Мы знали, что система тепловой защиты ступени не идеальна, поскольку не имели данных, — пояснил Бек. – Во время спуска она довольно сильно поджарилась, как мы и ожидали».

Эти и другие улучшения будут продемонстрированы в ходе следующего испытания, которое пройдет при запуске в начале 2021 года. Испытания с приводнением будут продолжаться до тех пор, пока ступень не будет возвращаться «в лучшем виде».

Тогда–то и наступит момент, когда компания попытается реализовать главную задумку Бека – ловить спускаемую на парашюте ступень в воздухе при помощи вертолета и безопасно возвращать ее на землю.

Космический Uber: у Маска появился конкурент с парашютом

RocketLab/Twitter

Реализуемость такого метода компания показала в Новой Зеландии в начале года в ходе эксперимента, в котором были задействованы два вертолета. Во время испытания один вертолет поднял на тросе массо-габаритный макет первой ступени ракеты Electron и сбросил его с высоты 1500 метров, после чего у него раскрылся парашют.

Затем второй вертолет, оснащенный специальным крюком, подхватил парашют с макетом и мягко опустил их на землю.

Когда компания научится спасать ракетные ступени в воздухе, она начнет их повторное использование, по словам Бека, это может случиться уже до конца 2021 года. Некоторые компоненты летавшей ступени могут использоваться уже в ближайших стартах. «Сложно предсказать, когда впервые будет запущена использованная ступень, но мы определенно намерены запустить целую ступень в следующем году», — сказал предприниматель.

Компания намерена использовать одновременно как возвращаемые, так и одноразовые ступени даже после успешного теста с вертолетами.

Большинство изменений затронет промежуточный отсек, где уложены парашюты и авионика, пишет SpaceNews. «Мы определенно надеемся, что большинство миссий будут возвращаемыми, отметил он. – Не имеет смысла возвращать лишь одну из десяти».

Многоразовость должна решить сразу две проблемы. Во-первых, она даст возможность увеличить частоту запусков без расширения производственных мощностей, во-вторых – существенно снизит стоимость пусков в сегменте легких ракет. Бек сравнил это с моделью Uber, позволяющей значительно снизить затраты на поездку.

«Если вы сделаете то, что Uber дает по цене автобуса, то это окажет действительно мощное воздействие на экономику, — сказал он. – Это то, что от чего я в наибольшем восторге в плане многоразовости».

В ходе общения с журналистами Бек подтвердил обещание съесть свою шляпу, если его компании удастся вернуть первую ступень ракеты. Такое обещание он дал когда-то, заявив, что не будет заниматься многоразовыми системами. По его словам, теперь в компании только и разговоров о том, какому головному убору будет отдано предпочтение.