Искажают результат: как пищевые корпорации проплачивают исследования

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Искажают результат: как пищевые корпорации проплачивают исследования

Depositphotos

Спонсорство пищевых корпораций искажает результаты исследований пищи, предупреждают австралийские ученые — такие работы в половине случаев говорят о пользе исследуемых продуктов или, по крайней мере, отсутствии вреда. Исследователи опасаются, что такие результаты в конечном итоге могут нанести вред здоровью потребителей.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

Искажают результат: как пищевые корпорации проплачивают исследования

Финансируемые пищевыми корпорациями научные исследования продуктов питания гораздо чаще показывают пользу этих продуктов, чем независимые работы, выяснили специалисты из Университета Дикина в Австралии. О результатах они рассказали в статье в журнале Plos One.

Разделение интересов науки и бизнеса — один из ключевых факторов, который делает независимые исследования действительно независимыми. Однако влияние корпораций на результаты исследований не только распространено, но и не всегда очевидно. Чаще всего это происходит за счет финансирования работ или включения сотрудников в состав исследовательских групп.

Более того, не все отрасли пищевой промышленности влияют на исследования в равной степени. Наиболее активны производители переработанных пищевых продуктов — в 39% случаев статьи финансируются именно такими компаниями.

Авторы работы проанализировали 1461 статью, опубликованную в 10 наиболее цитируемых рецензируемых научных журналах по вопросам питания за 2018 год, и обнаружили, что производители продуктов питания финансировали или иным образом были связаны почти с 200 из них.

Около 55% из этих исследований сообщали о результатах, отвечающих коммерческим интересам пищевой индустрии — в основном, либо доказывали пользу какого-либо продукта, либо опровергали его вред. Среди независимых исследований таких работ было менее чем в 10%.

Больше всего таких статей было в The Journal of Nutrition — 28%, меньше всего — в Pediatric Obesity.

Тереза Дэвис, главный редактор The Journal of Nutrition и детский диетолог, говорит, что журнал не отвергает работы на основании источников их финансирования.

«Я думаю, нам не следует отказывать в публикации, исходя из того, что за учреждение проводило исследование, кто его финансировал, в какой стране оно проводилось, — говорит она.

— Мы оцениваем науку. Мы изучаем послание, а не стреляем в гонца».

Дэвис отмечает, что отраслевое финансирование исследований в области питания необходимо, потому что государственная поддержка в США на протяжении десятилетий неуклонно снижалась. Сакс согласен, что необходимо больше государственных и независимых источников финансирования. Он предлагает один из способов защиты объективности исследований — объединение отраслевого финансирования и его распространение независимым органом.

«Возможно, мы могли бы двигаться в этом направлении, но в настоящее время это не так легко сделать, — говорит Дэвис. — Не могу не согласиться, что это было бы идеальной ситуацией».

Дэвис подчеркивает, что в The Journal of Nutrition очень строгий процесс оценки публикаций. Однако тщательной экспертизы может быть недостаточно, считает Лиза Беро, фармаколог Колорадского университета. Она утверждает, что корпорации могут искажать результаты исследований таким образом, что это будет невозможно заметить. Беро приводит четыре фактора, на которые корпорации могут влиять, чтобы получить необходимый результат: какие вопросы задают исследователи, каков дизайн исследования, как интерпретируются данные и публикуются ли когда-нибудь неблагоприятные результаты.

«Отрасль с большей вероятностью будет финансировать исследования, которые, скорее всего, покажут преимущества ее продукта или опровергнут его вред», — говорит она.

Также она критикует акцент некоторых исследований на отдельных питательных веществах.

«Пищевые корпорации, как правило, сосредотачиваются на конкретных питательных веществах, которые используются в переработанном продукте, и это позволяет им делать заявления о пользе», — говорит она.

«Важно питание в целом, — добавляет Марион Нестл, молекулярный биолог и диетолог. — Все, что вы едите, плюс ваш образ жизни, плюс генетика. Есть только одна причина для проведения такого рода исследований, а именно — поддержать продукт, продемонстрировав его пользу или хотя бы отсутствие вреда».

Ранее ученые уже связывали участие корпораций с выгодными для индустрии результатами исследований, но это первая работа, в которой анализируется распространенность таких исследований в ведущих научных журналах, посвященных питанию, говорит степень такого участия в ведущих научных журналах, говорит специалист в области общественного здравоохранения, ведущий автор исследования Гэри Сакс.

«Нездоровое питание — главная причина проблем со здоровьем во всем мире, и, учитывая это, пищевая промышленность — слишком важная для науки область, чтобы допускать влияние корпораций,

— говорит Сакс. — Данное исследование показывает, что участие компаний приводит к искажению результатов, приводя к выводам, полезным для индустрии, но не для людей».

Исследователи отмечают, что необходимо глубже изучить проблему влияния корпораций на результаты исследований, чтобы больше узнать о механизмах этого влияния и найти способы им противодействовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *