Прослушать новость
Остановить прослушивание
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
NASA
Летать на десятки километров, сверлить и доставлять пробы грунта смогут в будущем более мощные вертолеты на Марсе. Глядя на успехи вертолета Ingenuity, ученые предлагают отправить на планету более совершенную и тяжелую машину.
Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо
Скопировать ссылку
Еще несколько лет назад сама идея запустить вертолет на Марс казалась фантастикой. Однако летом 2020 года экспериментальный вертолет NASA Ingenuity был отправлен на планету в составе миссии марсохода Perseverance, и весной 2021 года он уже начал свои полеты над поверхностью планеты.
Сами конструкторы, понимая, сколько сложностей может возникнуть у них на пути, осторожно надеялись на 5 пробных полетов — чтобы хотя бы доказать способность таких аппаратов передвигаться в крайне разреженной атмосфере планеты.
Однако реальность превзошла все ожидания. Несмотря на некоторые проблемы с программным обеспечением, которые оказалось возможным решить с Земли, вертолет Ingenuity уже перевыполнил изначальную задачу, показав способность перелетать на большие расстояния. И если первые полеты неизменно становились мировой сенсацией, то теперь они стали рутиной.
Восьмой полет его состоялся 21 июня – вертолет преодолел 160 метров, приземлившись на новой площадке в 133 метрах от марсохода. Этот рейс, продлившийся 77,4 секунды, стал третьим после завершения пяти демонстрационных полетов, на которые рассчитывали ученые NASA.
Останавливаться ученые не хотят и намерены летать над Марсом еще как минимум два месяца. «Частью задач следующих месяцев будут дополнительные полеты, которые покажут, как может работать эта пляска между вертолетом и ровером», — пояснил Кен Фарли, научный руководитель миссии «Марс-2020» на прошедшей встрече MEPAG (группы, которая участвует в планировании миссий по исследованию Марса).
По его словам, в задачи этих полетов войдет фотографирование мест, недоступных для марсохода, например — района Сейта с труднопроходимым рельефом. Сделанные фотографии помогут делать «сетки поверхности», с помощью которых марсоход сможет за раз перемещаться на более длинные расстояния.
«Мы надеемся летать больше, значительно больше, — пояснил член команды Тедди Цанетос. К настоящему времени вертолет в ходе восьми вылетов пролетел порядка одного километра, в том числе однажды за раз – 266 м. Однако ученые намерены значительно расширить диапазон его применения, увеличив длину полета до 1 км, и время полета – до трех минут. «Это действительно раздвинет пределы того, на что способен демонстратор», — добавил ученый.
Глядя на успехи Ingenuity, американские ученые уже стали работать над созданием более крупного вертолета, который в будущем отправится на Марс. Работу над этим ведут ученые из Лаборатории реактивного движения, исследовательского центра Эймса и фирмы AeroVironment.
Предполагается, что аппарат Mars Science Helicopter будет иметь схему гексакоптера (шесть винтов) и массу — 30 кг. Масса Ingenuity, для сравнения — всего 1,8 кг. Второй вариант — более легкий вертолет соосной схемы массой 4,6 кг. Оба смогут летать на высоту не более 2 км.
«До пилотируемых вертолетов слишком далеко, нужны очень большие роторы. По моему мнению, для аппаратов 30 кг — вероятно, верхний предел», — говорил конструктор вертолета Боб Баларам в интервью «Газете.Ru» в 2020 году, отвечая на вопрос о том, насколько тяжелые вертолеты могут летать на Марсе.
В отличие от своего мелкого собрата, такой вертолет сможет брать на борт до пяти килограммов научного оборудования и пролетать за раз до десяти километров.
«Мы хотим выбрать способы научного применения вертолета: какие исследования возможны с использованием воздушных методов. Это могут быть полеты в недоступные для ровера места, такие как склоны или пещеры», — добавил Цанетос.
В предложении, вынесенном три месяца назад, ученые наметили несколько целей для Mars Science Helicopter. Среди них – изучение марсианской геологии и атмосферы, а также исследование «особых районов», интересных с точки зрения астробиологии.
«Нынешние марсоходы редко проезжают за сутки больше ста метров. Гипотетически, если цель находится в 25 км, при дальности одного полета в 1 км вертолет может достичь ее за 25 полетов», — говорится в предложении ученых.
При этом марсоходу понадобится для достижения такой цели несколько лет, однако применение более мощного вертолета способно расширить радиус географии исследований планеты до 100 км.
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
NASA
Среди возможных целей — так называемая Долина Мавра. Как предполагают ученые, это бывший водный поток длиной 600 км и глубиной 2 км, одна из старейших долин на Марсе. Там вертолет смог бы собирать пробы поверхности и доставлять их на борт марсохода или стационарного лендера.
«Вертолет MSH сможет, если потребуется, сверлить откалывать камни, отвозить их к лендеру для дальнейшего физического и химического анализа. Способность пролетать большое расстояние за короткое время и достигать труднодоступные места позволит более выборочно исследовать образцы», — говорится в документе.
«Мы открыты к новым идеям и проектам», — отметил Цанетос.
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
Исследование долины Мавра с помощью вертолета
NASA