520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

Прослушать новость

Остановить прослушивание

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

Global Look Press/Google Maps/Insider

В 1963 году США разработали план строительства канала из Средиземного моря в залив Акаба по территории Израиля. Он стал бы альтернативой Суэцкому каналу. Для рытья русла планировалось устроить серию ядерных взрывов в пустыне Негев. Проект не был реализован из-за опасения негативной реакции соседних арабских стран. Об идее более чем полувековой давности в связи с блокировкой Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом вспомнил историк Алекс Веллерстейн.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

В 1960-е годы США рассматривали вопрос создания искусственной водной артерии, которая могла бы служить альтернативой Суэцкому каналу. Предполагалось, что водоток пройдет через территорию Израиля. Американский меморандум 1963 года с соответствующим проектом был рассекречен в 1996-м. Сейчас о нем вспомнил историк Алекс Веллерстейн, выложивший пост в своем Twitter.

Ученый отметил, что для реализации плана потребовалось бы использовать 520 атомных бомб.

Меморандум был подготовлен Ливерморской национальной лабораторией им. Э. Лоуренса (лабораторией Министерства энергетики США) и предусматривал использование ядерных зарядов для создания канала. Взрывчатке отдавался приоритет по сравнению с традиционным методом рытья, который был назван слишком затратным. Согласно расчетам Веллерстейна, на каждую милю (1,6 км) траншеи понадобилось бы четыре заряда мощностью 2 мегатонны.

Протяженность канала по территории Израиля должна была составить более 250 км.

«Такой канал станет ценной альтернативой Суэцкому каналу и, вероятно, внесет большой вклад в экономическое развитие», — отмечалось в меморандуме.

Документ предусматривал несколько вариантов маршрута. Один из них соединял Средиземное море с заливом Акаба через пустыню Негев в Израиле. Далее суда попадали бы в Красное море и Индийский океан. Как отмечали эксперты Ливерморской лаборатории, канал прошел бы по практически незаселенной пустынной местности. Это, по их заключению, делало возможным строительство канала при помощи ядерных взрывов.

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

Google Maps/Insider

Технологические возможности того времени позволяли осуществить такой план.

Основное препятствие к запуску проекта лежало в политической плоскости. Составители меморандума выражали опасение, что «окружающие Израиль арабские страны станут категорически возражать против строительства такого канала».

По данным Forbes, аналогичный метод рытья канала предполагалось использовать в Центральной Америке.

Фоторепортаж: Самая дорогая пробка в истории: контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

Посмотреть весь фоторепортаж
в разделе «ФОТО»

Веллерстейн вспомнил о планах США почти 60-летней давности в связи с новым ЧП в Суэцком канале. 23 марта 2021 года там сел на мель и полностью заблокировал движение огромный контейнеровоз Ever Given. По первоначальным оценкам ситуации работы по разблокировки судоходного пути должны были занять не более двух-трех дней. Однако проблема оказалась более серьезной. Скорее всего, снимать корабль с мели будут в течение нескольких недель, что приведет к экономическим затруднениям, ведь судам придется идти в обход Африки. В настоящий момент вокруг контейнеровоза проводятся работы по углублению дна. Специальные буксиры безуспешно пытаются стянуть застрявшее судно с мели.

«Скромное предложение по исправлению ситуации с Суэцким каналом, — прокомментировал Веллерстейн свой твит с изложением основных положений меморандума. – Если бы я был Илоном Маском, прямо сейчас мне бы аплодировали легионы фанатов».

160-километровый Суэцкий канал был открыт для судоходства в 1869 году.

В период Первой и Второй мировых войн движение по нему регулировалось британцами. В 1956-м президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации канала. В ответ США, Великобритания и Франция попытались навязать Каиру международное управление Суэцким каналом, изъяв его из суверенитета Египта и обеспечив эксплуатацию канала в интересах крупных иностранных монополий. Это привело к Суэцкому кризису, в результате чего канал подвергся разрушениям и был закрыт до следующего года.

В следующий раз Суэцкий канал закрыли в 1967 году после Шестидневной войны. Впоследствии в его разминировании после Войны Судного дня в 1973 году приняли участие в том числе советские специалисты. Канал вновь открыли для судоходства в 1975-м.

520 атомных бомб: как США хотели создать альтернативу Суэцкому каналу

Global Look Press/Google Maps/Insider