«Унижение и расизм»: балет «Щелкунчик» раскритиковали в США

«Унижение и расизм»: балет «Щелкунчик» раскритиковали в США

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Унижение и расизм»: балет «Щелкунчик» раскритиковали в США

Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

Представители танцевального сообщества США увидели унижение и расизм в балете «Щелкунчик», поставленном Джорджем Баланчиным. Они указали на традиционную хореографию, костюмы и грим, которые усиливают расистские стереотипы. Балерина Анастасия Волочкова рассказала «Газете.Ru» о влиянии «Щелкунчика» на ее карьеру и отметила, что не встречала негативных смыслов в постановках российских балетмейстеров.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

«Унижение и расизм»: балет «Щелкунчик» раскритиковали в США

Новогодний балет на музыку Петра Чайковского «Щелкунчик» раскритиковали в американском танцевальном сообществе. Журналист Хуан Портер II написал в газете The Christian Science Monitor, что во втором акте постановки Джорджа Баланчина можно заметить отсылки к расистским стереотипам.

«На сцене появляются танцоры, изображающие сладости из разных культур (шоколад из Испании, кофе из Аравии, чай из Китая). Традиционная хореография и костюмы — особенно в китайской части — укрепляли унизительные и оскорбительные стереотипы. Например, в китайском разделе фигурируют танцоры с желтыми лицами, выполняющие недостоверные, если не насмешливые, жесты», — написал Портер.

В 2017 году ученый, педагог и бывший танцор Фил Чан убедил New York City Ballet отказаться от оскорбительных танцевальных движений и костюмов. Перед новой постановкой в Сиэтле он посоветовался с худруком труппы Pacific Northwest Ballet Питером Боалом о переосмыслении «китайского» эпизода.

«Оригинальная версия «Щелкунчика» Баланчина — это, по сути, выхолощенный китайский кули (так называют низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих — «Газета.Ru»). Вместо этого Питер включил в сюжет образы сверчков, которые в китайской культуре символизируют весну. И так же, как танцоры Баланчина — самые музыкальные из артистов балета, сверчки — самые музыкальные из насекомых», — сказал Чан.

По его словам, это решение покажет китайцам, что «хореограф на самом деле взял что-то из их культуры и отнесется к ним уважительно, в отличие от устаревшей карикатуры 150-летней давности». Костюмы сверчков еще не готовы, но Баланчин опубликовал на своем сайте видеозапись версии «Щелкунчика» в исполнении Pacific Northwest Ballet без оскорбительных костюмов и жестов.

Бывшая прима Большого театра Анастасия Волочкова сказала «Газете.Ru», что не знает о негативных отсылках в постановке Баланчина. По словам балерины, впервые она увидела балет «Щелкунчик» в возрасте пяти лет в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

«Это была такая волшебная сказка, после которой у меня появилась не просто мечта стать балериной, а настоящая цель всей жизни. Не знаю, какие краски на лицах и прочее увидели в американском театре, — поделилась Волочкова.

— Я станцевала балет «Щелкунчик» впервые в главной роли Марии, будучи студенткой первого курса Академии русского балета имени Вагановой. И впервые вышла на сцену тоже в балете «Щелкунчик» в возрасте 13 лет в роли сестры Маши Луизы в сцене «Дети на елке».

Балерина отметила, что «Щелкунчик» сопровождал ее в течение всей карьеры. После окончания академии Волочкова танцевала этот балет на многих мировых сценах. Также танцовщица рассказала, что в одну новогоднюю ночь она дважды играла этот спектакль в двух частях света — в Японии 31 декабря и в Лондоне ночью 1 января.

«Не могу давать оценку и комментировать то, чему я не была свидетелем. В моей памяти балет «Щелкунчик» навсегда останется сказкой, романтикой, хлопьями снежными и тем, что ассоциируется с Новым годом, — сказала артистка.

— Сейчас такое сложное время, когда артистам вообще не дают выходить на сцену. Поэтому, если балет «Щелкунчик» был показан на одной из площадок, — это уже большой праздник».

Она добавила, что не будет никого судить за критику «Щелкунчика» и поиск в нем негативных деталей. По словам Волочковой, в постановках российских балетмейстеров она видела только праздник и волшебство.