«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Premier, коллаж «Газеты.Ru»

Мини-сериал «Территория», чье действие разворачивается на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, посвящен местным сказаниям и легендам. Они послужили основой для жанровой составляющей телехоррора и оказались тесно вплетены в сюжет. Коми-пермяцкий шаман (тöдiсь) и краевед Василий Гагарин рассказал «Газете.Ru» о мифах, которые были использованы при создании проекта.

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

В центре сюжета нового хоррор-сериала «Территория» — история 19-летнего Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в ходе этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой, Памом и другими.

Икотка

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Premier

Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

В своей книге «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции» фольклорист и антрополог Ольга Христофорова выделяет такие качества, как владение речью носителя (человека) и наличие собственного имени. При этом она указывает на частую ошибку, которую допускают исследователи, трактующие наличие имени как проявление антропоморфизма икотки.

«Несмотря на указанную тенденцию к приписыванию человеческого облика говорящей икоте, наличие членораздельной речи и имени не обязательно предполагает антропоморфность мифологического персонажа. Так, наши информанты затруднялись сказать об икотах по имени Василий Иванович, Федор Иванович и других, кто же именно — человек или не человек — «сидит» внутри своей «хозяйки», — пишет Христофорова.

Как объяснил «Газете.Ru» краевед и руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора, а также шаман («тöдiсь» — знающий) Василий Гагарин, в сериале были опущены многие детали мифа об икотке.

«Мы называем это явление «икöта» (звучит — икэтá), а по-русски это шева, был распространен на Русском Севере. «Икöта» — это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы», — уточнил специалист.

Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру».

«В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка (вот представил по сериалу — летит по ветру такой жирный червяк). Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно», — отметил он.

Ворса

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Premier

Еще один яркий персонаж коми-пермяцкого фольклора, о котором упоминали в «Территории», — хозяин леса ворса. В сказках ворса чаще всего принимает облик медведя, что не мешает ему преодолевать огромные расстояния с помощью полета над лесом. Его голос сравнивали с голосом филина, а появление — со смерчем.

«Медведю как хозяину леса (лешему) принадлежала власть над всеми дикими животными, а позднее его власть распространяется и на домашних животных. Подтверждением этого является традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу скота, причем первоначально ее писали медведю-лешему, а впоследствии святым — покровителям домашнего скота», — писала кандидат культурологии Академии маркетинга и социально-информационных технологий Юлия Кошкарова в своей работе «Пермская модель архетипического образа медведя».

Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

«Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии в том, что они являются охранителями природы и ее богатств, следят за балансом в природе, наказывают жадных охотников и рыболовов. Духи помогают людям, но и могут их наказать. В случае наказания насылают на человека «мыжу» — проклятие духов, богов и предков», — пояснил Гагарин.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

«Черöшлан (черэшлан) — буквально «вешание топора». Это магический обряд проводится, когда на человека наслал кто-то «мыжу» — проклятие. Богов, духов и предков много, и иногда трудно узнать, кто человека проклял и за что. Вот и делают этот обряд, чтобы узнать имя наславшего «мыжу». А как только узнают — делают специальные обряды, чтобы умилостивить его».

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.

«Что касается персонажа, который напоминает лешего, то здесь верно показан только ритуал обмана лесного хозяина — если он заплутает человека в лесу, заведет его в чащу, то надо вывернуть всю одежду. Тогда можешь выйти из леса и найти верную дорогу», — сказал Гагарин.

Он подчеркнул, что всего в коми-пермяцкой мифологии есть целых четыре персонажа, которые подходят под описание того, что традиционно называют «лешим».

«Это Ягморт — дух-покровитель сосновых боров и опушек, с женой Яг-инь. Это Вöрморт (Вэрморт) – дух-хранитель лесных животных и птиц, Вöрись (Вэрись) — Хозяин леса, покровитель охотников, и Вöркуль (Вэркуль) — бог всей Пармы-тайги. Все они выполняют разные функции, но связаны только с лесом. Естественно, если человек нарушает какие-то запреты, то эти духи могут их наказать. В том числе и за то, что без спроса и подарка зашли в лес», — добавил краевед.

Пам

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Premier

Как можно увидеть на примере икотки — столкновение традиционных верований коми-пермяков с насаждаемой христианской религией часто меняло, а порой искажало суть древних мифов. Показательным в этом отношении можно назвать пример с образом языческого волхва Пама-сотника, чьим именем называют одного из героев «Территории».

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

«Давая характеристику Паму-сотнику, Епифаний не скупится на эпитеты негативного содержания: «сий злый волхв, чародеевый кудесник»; Стефан называет его «обманщик и начинатель развращения, вавилонское семя, халдейский род, хананейское племя, темной тьмы помраченное чадо…». Вроде бы все атрибуты сатанинского облика языческого волхва налицо, но только отрицательное отношение к Паму-сотнику не объясняет того факта, что Епифаний уделяет ему так много внимания в сюжете Жития Стефана», — подчеркивает Лимеров в статье «Пам-сотник: художественный образ в становлении идентичности коми литературы».

По словам Лимерова, Пам в текстах Епифания обращает на себя внимание «способностью вести полемику о значении религий». Такой подход он называет «новаторским» и приводит цитату из предисловия доктора филологических наук Геннадия Тираспольского к переводу Жития Стефана: «Создавая образ волхва Пама, Епифаний безбоязненно преодолевает житийную традицию, требовавшую в этом случае изображения примитивного исполнителя сатанинских козней. Пам рисуется Епифанием как неординарная, по-своему трагическая личность, достойный противник первокрестителя пермян».

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

В светской литературе образ Пама впервые появился в неоконченной поэме основоположника литературы Коми Ивана Куратова «Пама». Обратившись к житию Стефана Пермского, поэт и лингвист Куратов переосмыслил этого героя и вывел его не по житийному канону, а исходя из «народного взгляда на христианизацию», сделав главным героем противника святого миссионера.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

«Стефан крестил не коми-пермяков, а коми-зырян, которые проживают сейчас на территории современной Республики Коми. Коми-пермяков крестили уже преемники Стефана епископы Герасим, Питирим и Иона. То есть Стефан крестил Пермь Малую, поэтому и Пермский, а коми-пермяки жили на территории Перми Великой со столицей в городе Чердынь», — объяснил он.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Поэтому возникает уникальное явление для православия — Пермские деревянные боги. Бог стал называться Еном (верховное божество коми-пермяков), крестик стал называться Перна (Перна — знак бога Ена), а крестное знамение — просто Пернапас (буквальный перевод — знак бога Ена)», — рассказал он.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

«Да и сказать, кто современный коми-пермяк, православный или язычник, невозможно. Утром он может помолиться Христу, затем идет в лес по грибы-ягоды и первый грибок положит на пенек — Вöрисю, а вечером во время дойки коровы начнет читать заклинание, чтобы корова спокойно стояла. Ну, и чтит предков, как духов-охранителей».

Чудь

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Premier

Говоря о вопросе идентичности, нельзя обойти вниманием и то, что прозванный «Памом» герой Глеба Калюжного носит говорящую фамилию Чудинов, отсылающую к понятию «чудь», в определении которого специалисты расходятся. «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них — о чудской девке. Финал шоу и вовсе оказывается напрямую связан с чудью.

«Про чудь в сериале мифология показана верно, то что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь — их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV – VIII векам», — сообщил Василий Гагарин.

У коми-пермяков до сих пор сохранилась традиция почитания «старых родителей», «важжез» (древних) — с этой целью они ходят на поминки на чудские могильники.

«Так, рядом с нами есть чудской могильник V века, и ежегодно там совершаются особые обряды почитания «важжез». Происходит как бы встреча и со-трапеза живых и мертвых, и каждый коми-пермяк, где бы он ни жил на территории России, стремится в этот день приехать на родину. Рассказы про чудь можно встретить в разных регионах России — видимо, это какие-то предки финно-угорских народов», — добавил краевед.

Сами же предки становятся духами-хранителями, а их вторая душа — «орт» — незримо сопровождает потомков всю жизнь.

«У коми-пермяков две души — лов и орт», — добавил Гагарин.

Василий Гагарин отметил позитивную роль, которую может сыграть в популяризации местной культуры среди россиян «Территория».

«Естественно, сериал не ставил перед собой цель полно и досконально рассказать о всех мифологических персонажах коми-пермяков. По местным материалам еще много можно наснимать. Но сериал на то и сериал, чтобы ухватить самые мистические моменты и держать в напряжении зрителя. Те, кто заинтересуется нашей мифологией, могут самостоятельно найти материалы по ней, изучить, приехать в Коми-Пермяцкий округ», — сказал краевед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *