«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Premier

Сервис Premier начинает показывать второй сезон «Обычной женщины» — криминальной драмы про «среднестатистическую» российскую жену и мать, которая промышляет сутенерством. В кадре — прежние Анна Михалкова, Евгений Гришковец, Татьяна Догилева и Александра Бортич, в режиссерском кресле вместо Бориса Хлебникова — его постоянная напарница Наталия Мещанинова. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел две серии новой «Обычной жещины» — и рассказывает, каким шоу возвращается после двухлетнего перерыва.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Первый сезон «Обычной женщины» вышел в те далекие времена, когда отечественные проекты еще принято было определять с помощью зарубежных аналогов, — так что через тире от сериала Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой часто возникало название «Во все тяжкие» (реже — «Озарк»). Второй сезон, стартующий после двухлетней паузы, если с чем и тянет сравнивать, то с родной криминальной «чернухой» от условного НТВ: в какие-то тяжкие, микрорайон Озарково.

Родной — потому что «Обычная женщина» умудряется выражаться довольно очаровательным, не отталкивающим языком, в отличие от, скажем, «Хорошего человека» Константина Богомолова, впитавшего — сознательно или нет — все худшие достижения российского телевидения. В перерывах между лихо закрученной криминальной драмой «Женщина» — почти комедия: здесь наркодилеры проживают в квартирах под номером 228, а влюбленные подростки сбегают к дамам сердца через соседские балконы и пьяно орут под окнами больниц.

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Premier

Что еще изменилось за пару лет лет отсутствия шоу? Само вынесенное в заголовок словосочетание, хочется верить, даже в консервативной России стало восприниматься адекватнее. Анна Михалкова за это время успела прийти к статусу чуть ли не главной артистки страны (по ее словам, «большинство российских женщин себя ассоциируют» именно с ней). А еще сняться в комедии Анны Пармас «Давай разведемся!» — о том, что (сюрприз) можно вести полноценную жизнь без мужчины, оставаясь женщиной. Шоу Хлебникова и Мещаниновой в этом смысле как будто тоже не стоит на месте, на постере теперь ютится новый слоган: вместо «На все ради семьи» — «Преступность стала более организованной». Такой вот феминизм.

В попытке отмежеваться от реализма в угоду развлекательности сериал неожиданно выстраивает довольно реалистичный мир. Это мир слабых и/или злых мужчин, которые не делают ничего хорошего и полезного, и сильных женщин, которые вынужденно остаются в тени, на втором плане, хотя и выполняют функции «заведующих всем»: и ребенка родить, и шпане у подъезда надавать тумаков. Обычная женщина, даже с многозначительно перевернутой «а» в логотипе, внешне остается действительно «обычной», удобной: серым кардиналом и тайным матриархом семьи, охранительницей ячейки общества.

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Premier

Шоу, с одной стороны, активно усложняет героине жизнь именно за счет конвенциональных атрибутов женского существования. В первом сезоне это была беременность; в новых сериях сутенерше Марине — то ли некрасовской женщине, то ли архетипичной воительнице — приходится регулярно прятаться в образе девы в беде, чтобы удовлетворить маскулинное эго немаскулинного мужа, узнавшего о ее криминальной деятельности — и стремящегося разрешить все проблемы, не имея на то ресурсов.

С другой, «Обычная женщина» пока не добавляет в вокабуляр героини Михалковой заветную фразу другой героини Михалковой («Давай разведемся»), чем подчеркивает некоторую безвыходность сложившейся ситуации — и нормализует ее, при том что все описываемые события предельно далеки от нормальности. Слоган «на все ради семьи» исчез с постера, но дело его живет: вселенная Марины по-прежнему вращается вокруг близких, и если убрать их из уравнения, ничего не останется.

«Обычная женщина 2»: Михалкова против горящих изб, коней на скаку и московской шпаны

Premier

Марина оказывается до ужаса статичной — и это еще одна причина, почему сериал не нуждается в сравнениях со «Во все тяжкие». Щелчок в голове, произошедший при обнаружении трупа ее подопечной проституированной девушки, стал финальной, а не отправной точкой в разложении личности, хотя у некоторых на описание этого процесса уходило пять сезонов. Дальше шоу сосредоточилось на параде детективных твистов (так что увлекательности никто не отменял), что стало особенно заметно после долгого перерыва.

С тех пор, как тело героини Аглаи Тарасовой запихнули в матрас, Марина двигалась по инерции, не особо видоизменяясь на ходу. От нее веет странной безучастностью, из-за чего ей сложно сочувствовать: на «Обычную женщину» приходится смотреть с такими же стеклянными глазами, с какими центральное женское трио Михалковой, Юлии Мельниковой и Евгении Калинец (с того самого нового постера) смотрит на избиение молодой шпаны. Здесь никто никого не сотрет с лица земли.