«Навредят детям»: в Госдуме прокомментировали приказ библиотекам

«Навредят детям»: в Госдуме прокомментировали приказ библиотекам

«Навредят детям»: в Госдуме прокомментировали приказ библиотекам

РИА «Новости»/Газета.Ru

Минкульт приказал библиотекам хранить книги с маркировкой 18+ в местах, недоступных для несовершеннолетних. Согласно новым правилам, библиотекари обязаны выдавать читателям «информационную продукцию, соответствующую возрасту». «Газета.Ru» спросила председателя комитета Госдумы по культуре Елену Ямпольскую, писателя Сергея Лукьяненко, а также депутата Елену Драпеко, что они думают о новом приказе.

«Навредят детям»: в Госдуме прокомментировали приказ библиотекам

Министерство культуры России опубликовало приказ с новыми правилами для библиотек. Согласно ему, книги с маркировкой 18+ или пометкой «запрещено для детей» обяжут хранить в недоступном для несовершеннолетних месте — в помещении, «закрываемом на ключ», или отдельном шкафу. В библиотеках с двумя и более залами предлагается выставлять такие книги там, где нет детей.

Библиотекарь должен отказывать несовершеннолетним читателям в выдаче книг с маркировкой 18+ и предлагать взамен «информационную продукцию, соответствующую возрасту», говорится в документе.

Приказ был подписан бывшим министром культуры Владимиром Мединским в декабре 2019 года, но опубликован только 27 июля 2020-го.

Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская согласилась, что за соблюдением возрастного ценза нужно «строго следить». Однако, на ее взгляд, необходимо четко обозначить критерии для маркировки 18+.

«Они должны быть ясными и четкими. Никакой вкусовщины, максимум здравого смысла. Лично я считаю оскорбительным для русской культуры, когда «Тихий Дон» стоит на полках библиотек с маркировкой «18+» и штампом «Содержит нецензурную брань». Тем же ханжеским клеймом припечатаны Есенин, Маяковский, Искандер, Астафьев, Бродский…» — прокомментировала Ямпольская.

Депутат напомнила, что в 2019 году был принят в первом чтении законопроект об отмене промежуточной возрастной маркировки (6+, 12+, 16+) на произведения литературы. Ее предлагалось заменить на словосочетания «для семейного просмотра» и «не рекомендовано для детей».

«Следует учитывать, что обязанность устанавливать возрастную маркировку возложена на производителя. Именно поэтому в наших магазинах и библиотеках можно встретить одну и ту же книгу с различным цензом, — добавила депутат. — Пока мы не избавимся от абсурдных ограничений, размытых норм, через которые при желании не проскочат даже «Колобок» и «Красная шапочка», эффект будет только один: дети отучатся держать в руках книги».

Комментируя нововведения, писатель Сергей Лукьяненко («Дозоры») назвал новое требование Минкульта глупым.

«Мировая литература всегда была достаточно вневозрастной. В классических произведениях, которые преподают в пятых-шестых классах, можно найти сцены 18+, — сказал Лукьяненко в разговоре с «Газетой.Ru». — Думаю, пытаться делать вид, что дети в 13-14 лет не знают, что такое секс и наркотики, глупо. Надо для начала взорвать телевизор, книги — это меньшее из зол. Решение глупое, несчастные библиотекари будут его выполнять, но те, кто захотят, всегда найдут информацию в интернете».

Зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко заявила «Газете.Ru», что книги с маркировкой 18+ могут «навредить детям», поэтому в библиотеках их нужно хранить отдельно.

«Этот приказ касается в основном современной литературы, в которой часто присутствуют ненормативная лексика, эротические сцены и т.п. Я считаю, что детям «Голубое сало» читать рановато. Пусть читают то, что до 18+», — отметила Драпеко.

Член комитета по культуре Госдумы Владимир Бортко отказался комментировать приказ, сославшись на, что он «не знает».

Между тем первый зампред комитета нижней палаты парламента по образованию и науке Олег Смолин в разговоре с радиостанцией «Говорит Москва» выразил опасение, что приказ Минкульта помешает воспитывать в детях любовь к литературе.

«Я бы, конечно, от детей убрал бы книги с ненормативной лексикой. Но боюсь, что круг книг, которые попадут под запрет, будет гораздо шире. Если мы посмотрим на «Гамлета» или на «Ромео и Джульетту», то по количеству сцен насилия и по прочим всяким делам они могут попасть под 18+», — обратил внимание Смолин.