«На острие» фестиваля: рецензия на финальный фильм ММКФ-2020

Прослушать новость

Остановить прослушивание

В столичном кинотеатре «Октябрь» завершил работу 42-й Московский кинофестиваль, который в этом году по понятным причинам был перенесен с весны на осень. Победители стали известны в четверг, а закрывала кинофорум в этом году лента «На острие» режиссера Эдуарда Бордукова, посвященная очень красивому и аристократичному, и одновременно захватывающему виду спорта — фехтованию.

«На острие» фестиваля: рецензия на финальный фильм ММКФ-2020

Это еще одна из серии кинокартин, снятых за последнее время российскими режиссерами об отечественном спорте и его героях. Но действие картины не привязано к исторической вехе, все происходящее в ленте – то, что вполне могло бы происходить в наши дни. Впрочем, хотя у главных героев нет прямых прототипов, в основном сюжете можно найти отсылку к событиям в Олимпийским играм в Рио-2016, где российские саблистки взяли золото в командном первенстве.

О той победе и их участницах напоминают финальные кадры в фильме. Но на этом исторические отсылки заканчиваются. И дальше начинается художественный вымысел. На фехтовальной дорожке встречаются две соперницы – героини Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Светлана сыграла опытную 34-летнюю фехтовальщицу Александру Покровскую, единственная непокоренная вершина для которой – это золото олимпиады. Стася исполнила роль 19-летней вчерашней юниорки, многообещающей саблистки Киры Егоровой, стремящейся сместить соперницу с ее королевского пьедестала.

Обе – полные противоположности. Покровская – сдержанная, холодная, являющая собой воплощение системы, классики. «Это состоявшаяся, зрелая, сильная духом и телом женщина, абсолютно независимая», – размышляет о своем персонаже сама Светлана Ходченкова. Егорова же – это дикий зверь, дерзкая и отчаянная. Ей плевать на правила, систему и авторитеты. Она местами грубая и жесткая, но талант в чистом виде, который дан от природы.

Кира стремительно врывается в слаженную жизнь команды, пытаясь разрушить царившую с ней иерархию. «Решила встряхнуть наш фехтовальный мирок?», – спрашивает ее друг-комментатор. «Нет, весь мир!», – парирует Кира.

Юное дарование из провинции попросту плюет на всю эту «элиту отечественной шпаги». Особенность Киры впоследствии признают и мире мирового спорта, окрестив ее «русской пантерой».

Весь фильм – это череда поединков двух спортсменок, и не только на дорожке. Их диалоги – сплошные уколы, когда каждая пытается поставить на место конкурентку. Молодая Кира упрекает Светлану в том, что та получает бонусы «за выслугу лет», а Покровская ее – за несостоятельность в роли соперницы. Но кто же победит? Отчаяние, молодость и упертость или опыт и отточенная техника? И в таком напряжении фильм держит до финала, наращивая интригу минут за минутой: кто из соперниц окажется на пьедестале почета самого главного соревнования в жизни любого спортсмена?

Но это, на самом деле, не главное. Спортивное противостояние – лишь фон, а на первый план выходит человеческие отношения и их развитие. В картине переплетены сразу несколько конфликтных линий: конфликт между главными героинями, конфликт между Кирой и командой, конфликт Киры с отцом, конфликт между командой и тренером, который постоянно стравливает девушек: «на дорожке не может быть друзей, на дорожке может быть только поединок». И даже внутренний конфликт героини, которая не может смириться с полученной травмой и временным выбиванием из игры.

С каждым кадром кажется, что противостояние по всем развилкам только накаляется. Но кризисные ситуации в финале фильма разрешаются самым лучшим образом. И даже Кира, вчерашняя ершистая бунтарка, которая почти никогда не улыбается и ведет себя как дикая кошка, к концу мягчает, пытается идти на уступки и раскрывает объятия людям. Наивно? Но, возможно, мир не настолько суров, даже мир спортивный и его среда способна менять людей?

Конечно, критики найдут слабые места, их не так уж мало. Не обошлось без замыленных современным кинематографом сцен любовных страстей. По традиции в картину включены красивые виды столицы, гламурные съемки для глянцевых изданий, фуршеты и другие атрибуты красивой жизни, которые приписывают спортсменам.

Зато отнюдь не стереотипной стало обращение к виду спорта, которому посвящен фильм. Это первая картина об искусстве шпаги и клинка, или как его еще называют – «балет с оружием в руках». Идея создания проекта принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю, мастеру спорта СССР по фехтованию на саблях, который изнутри знает про этот вид спорта много секретов и интересных деталей. И не случайно режиссером фильм продюсеры видели только Эдуарда Бордукова, тоже спортсмена в прошлом.

Но обратиться к теме фехтования авторы картины решили не только в силу личных пристрастий. Таков дух времени, который они вовремя уловили. Популярность этого не сктоль распространенного в былые годы вида спорта растет. Серьезный бум пришелся на 2015-2016 годах – после чемпионата мира в Москве и Олимпиады в Рио-де-Жанейро, — рассказывал в комментарии «Газете.Ru» мастер спорта международного класса по фехтованию на сабле, чемпион Европы и дважды серебряный призер первенства мира Илья Андреев. «Тогда вся наша команда хорошо отфехтовала, и в секции повалили дети», – пояснял он.

Андреев связывает рост популярности фехтования в последнее время и с тем, что его стали чаще и гораздо лучше освещать по телевидению, чем даже десять лет назад. Растет и красочность трансляций с этих соревнований. В Международной федерации фехтования (FIE) отдают себе отчет в том, что привлекательная картинка на телевидении — залог успеха у широкой аудитории. «На крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира, зональные чемпионаты, турниры серии Гран-при, работают профессиональные телевизионные команды, которые помогают увидеть фехтовальный поединок с разных ракурсов и с замедленными повторами», — рассказывал президент FIE Алишер Усманов в интервью ТАСС.

Эта же технология зрелищности использовалась при создании картины «На острие»: например, очень ярко и завораживающе представлен посекундный разбор приближения сабли к доспехам героинь, хотя фехтование – это всегда такие стремительность и молниеносность, что зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент встречи орудия с поверхностью снаряжения и самого укола.

Известно, что для придания реалистичности сцен поединков к постановке привлекались консультанты из Федерации фехтования России, а дублерами выступали профессиональные спортсмены, участвующие в соревнованиях мирового уровня. А во время подготовки к съемкам Светлана Ходченкова и Стася Милославская брали уроки фехтования у профессиональных тренеров, учились правильно держать саблю и двигаться так, как того требует этот непростой вид спорта. Всем участникам проекта из мира спорта ее авторы выразили крайнюю признательность в финальных титрах фильма и особую благодарность – Алишеру Усманову за вклад в развитие фехтования в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *