«Мы станем лучше!»: картина Кончаловского «Дорогие Товарищи» – в фаворитах Венецианского кинофестиваля

«Мы станем лучше!»: картина Кончаловского «Дорогие Товарищи» – в фаворитах Венецианского кинофестиваля

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Мы станем лучше!»: картина Кончаловского «Дорогие Товарищи» – в фаворитах Венецианского кинофестиваля

Юлия Высоцкая в фильме «Дорогие товарищи!» (2020)

Юлия Высоцкая в фильме «Дорогие товарищи!» (2020)

Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Новая работа Андрея Кончаловского – историческая драма «Дорогие товарищи!» претендует на главный приз Венецианского кинофестиваля. Вручение наград ожидается 12 сентября. В российский прокат лента выйдет в ноябре, и насколько он будет востребован у отечественного обывателя – покажет время. Но уже сейчас можно ожидать, что незамеченной картина точно не останется. «Дорогие товарищи!» рассказывают о трагических событиях, произошедших в советском прошлом. Главные роли в картине исполнили Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова, Андрей Гусев, Владислав Комаров и другие. «Газета.Ru» — о том, чему учит киноновинка и почему Кончаловского можно назвать одним из самых прозорливых режиссеров современности.

«Мы станем лучше!»: картина Кончаловского «Дорогие Товарищи» – в фаворитах Венецианского кинофестиваля

На дворе лето 1962 года. Новочеркасск. В стране разворачивается кризис – как на внешнеполитическом фронте (разгар холодной войны), так и внутри. Советская экономика испытывает продовольственный дефицит. Из-за резкого роста цен на мясо, яйца и молоко в народе зреет недовольство. У рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода, как и многих других предприятий, эти события наложились на резкий рост нормы выручки, что привело к падению зарплат.

В столице донского казачества началась забастовка, к которой присоединились работники других организаций и простые горожане. Стихийные акции протеста вывели на улицу порядка 5 тысяч человек. О забастовке доложили генсеку Хрущеву, который приказал подавить восстание. Прибывшая в город правительственная комиссия приняла решение. В один день протестующих разогнали с помощью танков и снайперских винтовок, из которых предположительно сотрудники КГБ стреляли по мирным демонстрантам.

Жертвами расстрела, который приписали армии, стало большое количество людей, в том числе дети. После подавления забастовки КГБ продолжил работу по выявлению организаторов стачки, а погибших, точное число которых неизвестно по сей день, хоронили тайно, в старых могилах. Власти стараются быстро замять кровавые события, все происходящее приравнено к государственной тайне, за неразглашение которой со всех очевидцев взяты расписки.

Это лишь краткий пересказ исторической линии сюжета кино. Однако «Дорогие товарищи!» устроены намного сложнее. Стержень фильма – это эволюция характера главной героини, которую играет Юлия Высоцкая. Она — убежденный, идейный человек, партиец. Но однажды крепко сидящие в ее сознании убеждения рушатся в силу внешних обстоятельств. И этот конфликт очищает: мать побеждает идеолога, партийного вожака. При этом исторические события – лишь фон для демонстрации личной драмы, этого перерождения.

Но история все же не отделима от стержня. Здесь переплетается все: и неоднозначные страницы истории переживающей «оттепель» страны и страшные рассказы о становлении молодого советского государства, извечный конфликт отцов и детей и неистребимая вера в Бога, неожиданно выходящая наружу даже у закаленного советского атеиста.

Органично вписан в сюжет и сотрудник КГБ, который помогает главной героине искать дочь, рискуя своей карьерой и свободой и тем самым уничтожая обычную для кино дихотомию «хорошие мы — плохие они». Все это держит зрителя два часа в напряжении, не давая расслабиться ни на минуту. А финал буквально брызжет эмоциональным накалом – на разрыв души.

Немного о художественной ценности фильма. В нем детально переданный дух времени: черно-белая съемка, тщательная работа декораторов, музыкальное обрамление из духоподъемных песен тех времен. И одухотворенные советские лица, совсем другие, чем теперь. Советская среда буквально разлита в воздухе кадра, что создает атмосферу погружения.

Избавиться от ощущения реальности всего происходящего в фильме сложно еще и потому, что премьера картины проходит на фоне известных событий в Беларуси, и к ним сегодня приковано внимание мирового сообщества. Примечательно, что сам Кончаловский себя провидцем не считает и говорит, что исторические параллели вечны.

Действительно, съемки фильма были завершены год назад, задолго до белорусских событий. До этого продолжительное время шла подготовка сценария и сбор материала, что было нелегко, поскольку многие документы о тех событиях так и остались под грифом «секретно». Собирать детали приходилось архивным бумагам, спасли и воспоминания потомков участников событий.

Фильм важен вот еще почему. Сейчас в России высок уровень ностальгии по СССР: старшее поколение вспоминает о «совке» преимущественно в положительном ключе, забывая о негативе, а среди молодежи культивируются розовые мифы о «бесплатных квартирах» и социальном рае. Создавая оптимистичные картины с добрыми сценами, можно было сыграть, «похайпить» на этих настроениях.

Но Кончаловский этого не делает. Это фильм не про черное и белое. И не про плохих и хороших. Это кино о нашей тяжелой истории, а также о судьбах простых людей. При этом за основу ретродрамы взят незаезженный (точнее – редкий!) материал, мало изученный и практически неизвестный не только молодежи, но и поколениям постарше.

Удивительно, но оказывается, что снять хороший фильм на историческую тему, не впав в идеологию, но раскрыв тему простого человека, – в российском кинематографе 2020 году — это уникальное ноу-хау. А еще любопытно, что автором такого нового слова выступает не молодой режиссер-неофит, а давно состоявшийся мэтр кино Кончаловский, которому вроде не надо никому ничего доказывать и пробовать новое. Однако мы видим, что все обстоит как раз наоборот.

Кончаловский выступил не только режиссером фильма, но и его сосценаристом (вместе с ним над написанием сценария работала Елена Киселева). Генеральным продюсером «Дорогих товарищей» стал бизнесмен и меценат Алишер Усманов, который также предоставил основное финансирование для ленты. Кончаловский — далеко не новичок в Венеции, он — обладатель двух премий «Серебряный лев» кинофестиваля: за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» 2014 года и «Рай» 2016 года. «Рай» тоже продюсировал Алишер Усманов – совместная с ним работа Кончаловского уже не впервые приносит успех. На счету тандема также картина «Грех» об испытаниях на творческом пути гениального художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Фильм увидел свет в 2019 году и тоже был хорошо принят кинокритиками, хотя и не снискал больших наград.

И вот теперь «Дорогие товарищи» — пожалуй одна из самых ярких и смелых лент Кончаловского. Сам он отмечает, что у него «были сомнения — нужно ли показывать сегодняшнему зрителю трагические события, которые произошли почти шестьдесят лет назад? Но, сделав фильм, мы поняли — это абсолютно необходимо, потому что молодое поколение должно знать прошлое своей страны». «Мы станем лучше!», — множество раз повторяет главная героиня в финале фильма. И это, безусловно, эмоциональный посыл всем нам. Надеемся, запланированный на ноябрь выход картины в широкий прокат состоится в полном объеме, а изголодавшаяся по хорошему кино на большом экране публика оценит «Дорогих товарищей» по достоинству.