Поддержка танков: зачем России нужен «Илья Муромец»

Поддержка танков: зачем России нужен «Илья Муромец»

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Поддержка танков: зачем России нужен «Илья Муромец»

Александр Вильф/РИА «Новости»

«Уралвагонзавод» может создать на базе «Арматы» машину поддержки танков «Илья Муромец». Гендиректор концерна Александр Потапов отметил, что название «Терминатор», которое присвоили предыдущей версии БМПТ, имеет иностранное звучание. Название новой машины русифицируют. Зачем нужен этот проект, — в материале «Газеты.Ru».

Поддержка танков: зачем России нужен «Илья Муромец»

Концерн «Уралвагонзавод» прорабатывает новый вариант боевой машины поддержки танков (БМПТ) на базе унифицированной платформы «Армата». Машина должна получить 57-мм пушки и, возможно, будет называться «Илья Муромец». Об этом сообщил в интервью ТАСС гендиректор концерна Александр Потапов.

«Если говорить про БМПТ, то следующим этапом может быть установка такого боевого модуля на платформу «Армата» в калибре 57 мм. Это мы прорабатываем тоже. И в этом направлении мы будем продолжать наши разработки и исследования», — рассказал топ-менеджер.

Потапов добавил, что название «Терминатор», которое было присвоено предыдущей версии БМПТ на базе танка Т-72, имеет иностранное звучание, название новой машины будет русифицировано.

«Единственное, что уже сильно приросло название «Терминатор». Все-таки хочется русского звучания. Пусть терминаторы будут в США, а у нас будет Илья Муромец, Владимир Мономах или кто-то еще», — сообщил гендиректор УВЗ.

На вооружении российский армии в настоящее время стоят БМПТ «Терминатор», созданные на шасси танка Т-72. Машины вооружены 30-мм пушками и противотанковым ракетным комплексом «Атака-Т». Задача машины — огневая поддержка бронетехники в наступлении, в том числе нейтрализация живой силы противника с переносными противотанковыми средствами.

«Сама идея БМПТ возникла еще в далекие советские времена, в период войны в Афганистане», — рассказал «Газете.Ru» главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

По его словам, это был проект горного танка, который должен поддерживать огнем проводку колонн с войсками и материальными средствами при движении по дорогам Афганистана. Тогда было необходимо оснастить эту машину оружием с высокими углами возвышения и с большой огневой производительностью. Так постепенно и пришли к модели боевой машины поддержки танков на шасси основного боевого танка.

По мнению специалиста, главный проблемный вопрос заключался в том, что специфические условия Афганистана на все возможные театры военных действий не распространяются. Если говорить о европейском театре военных действий, то гипотетический противник здесь высокотехнологичный, с большим количеством разнообразных противотанковых средств. А огонь на подавление из 30-мм пушек, которые являются основным вооружением БМПТ «Терминатор», в сравнении с дальностью применения основных противотанковых средств противника неэффективен.

Поэтому, отметил Виктор Мураховский, по-всякому пытались в наши Сухопутные войска эту машину внедрить, включая и разного рода лоббистские ухищрения. Но войска сопротивлялись как могли. Название «Терминатор» эта машина получила в расчете на ожидаемый экспорт. И это тоже была своеобразная дань моде. Так покупателям на Западе и Востоке было понятнее.

В конце концов, вопрос о принятии «Терминатора» на вооружение Сухопутных войск был продавлен, и было решено закупить роту этих машин. В первую очередь, это было сделано для поддержи экспортного потенциала БМПТ, поскольку иностранный покупатель часто интересуется — есть ли аналогичная техника на оснащении отечественных вооруженных сил. И потенциальный инозаказчик, безусловно, в этом случае прав.

«Терминатор» побывал в Сирии. Правда, не отмечено ни одной существенной операции по разгрому террористов, где бы эта техника сыграла какую-либо заметную роль.

«Поэтому в Сирии воюют старыми добрыми советскими танками Т-55, Т-62, Т-72 и небольшим количеством Т-90. Все эти модели успешно зарекомендовали себя в боях, громя террористов в сирийских пустынях и городах, в том числе оснащенных противотанковым средствами», — пояснил Мураховский.

Но вот появляется перспективный проект БМПТ, теперь уже на платформе «Армата», официально он называется «Боевая машина огневой поддержки». У него другое вооружение, направленное на огневую поддержку именно на поле боя против технически оснащенного противника. Здесь уже совсем другие калибры, совсем другие возможности, и надо, конечно, проводить разного рода испытания, чтобы окончательно определиться с предназначением этой машины.

«Но пока «Илья Муромец» существует только на бумаге, в проектных тактико-технических заданиях. Что-то определенное говорить о нем, тем более о его возможностях, месте и роли в системе бронетанкового вооружения крайне преждевременно», — подчеркнул Виктор Мураховский.

По мнению эксперта, если непредвзято посмотреть на проекты Т-14 «Армата», двухзвенного танка будущего и даже того же «Илью Муромца» — все это разработки еще далеких советских времен. Именно тогда создавался научно-технический задел всей этой техники.

«Стремление предприятия-изготовителя расширить номенклатуру производимой техники на некоем базовом шасси в целом понятно. Это дополнительные заказы, расширение производства, выделяемые средства», — рассказал «Газете.Ru» один из ведущих российских экспертов в области танкостроения и боевого применения боевых бронированных машин Михаил Барятинский.

«Но мне лично до сих пор непонятно, зачем БМПТ нужна в принципе. Если мы посмотрим на декларируемые задачи этой машины — нейтрализация угроз, направленных на танки, то есть борьба с гранатометчиками, противотанковыми орудиями и расчетами ПТРК. Однако по определению всем этим должна заниматься боевая машина пехоты, тем более такая как, например, БМП-3, вооруженная на уровне среднего танка», — считает Барятинский.

По его словам, откуда растут ноги, в целом, понятно. В свое время, когда появился первый «Терминатор», это была попытка использовать огромное количество танков, находящихся на хранении. Просто в результате капитального ремонта попробовать сделать нечто новое.

К примеру, Израиль на базе устаревших танковых шасси (английских «Центурионов», трофейных отечественных Т-55) делал тяжелые бронетранспортеры, и они до сих пор в ходу в национальных вооруженных силах.

Эксперт полагает, что понимания, зачем БМПТ нужна в классических вооруженных силах, пожалуй, нет ни у кого. На таком театре военных действий, как Сирия, в подобных условиях ведения боевых действий эта машина могла бы действовать очень успешно. Потому как там используется в основном легкая бронетехника, и БМПТ могла выступить в роли чистильщика. Ну, а в случае появления на поле боя танков у нее есть ПТРК. Да и две пушки 30-мм калибра по танку тоже могут очень хорошо отработать, учитывая тот факт, что современные боевые машины обвешаны разного рода оборудованием.

«Но опять-таки, это специфическое применение, на специфическом театре военных действий, в весьма специфических условиях. Здесь может быть какое-то подразделение, укомплектованное машинами этого типа, но не более того», — считает специалист.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).