От «Дельфина» до «Борея»: какие подлодки ждет Россия

От «Дельфина» до «Борея»: какие подлодки ждет Россия

От «Дельфина» до «Борея»: какие подлодки ждет Россия

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического…

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» К-18 «Карелия» на причале в Мурманской области, 2021 год

Павел Львов/РИА «Новости»

Каждый год 19 марта в Российской Федерации отмечают День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих, ветеранов и гражданского персонала подводного флота ВМФ РФ. «Газета.Ru» рассказывает об истории развития подводного флота страны и его перспективах.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

От «Дельфина» до «Борея»: какие подлодки ждет Россия

Как все начиналось

Моряки-подводники участвовали во всех войнах прошедшего и нынешнего века, внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, сыграли важнейшую роль в обеспечении безопасности страны в годы холодной войны.

В России в 2021 году День моряка-подводника проходит на официальном уровне 25-й раз.

Первой российской подводной лодкой, официально принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году под обозначением «миноносец №113». Она была вооружена двумя внешними решетчатыми торпедными аппаратами системы Джевецкого и имела полное водоизмещение 124 тонны.

За более чем 100 лет в России создана научно-производственная база подводного кораблестроения, разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из них свыше половины реализовано в металле. Из более чем 5100 подводных лодок, построенных в мире в XX-м веке, каждая пятая плавала либо под Андреевским, либо под Советскими флагом.

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз имел в составе ВМФ 211 подводных лодок, в дальнейшем были достроены 54 судна из числа ранее заложенных, и 164 прошли заводской ремонт.

После войны и до середины 1950-х годов построено в общей сложности свыше 300 подводных лодок: около 50 малых XV серии и средних IX-бис и X-бис серий, 215 средних проекта 613, 20 больших проекта 611, 30 малых проектов 615 и А615.

Первая отечественная атомная подводная лодка проекта 627 была спущена на воду в 1957 году, а уже к середине 1960-х годов в составе ВМФ находилось 56 АПЛ первого поколения проектов 627, 627А, 645, 658, 659, 675.

Тогда же началось интенсивное строительство подводных кораблей с крылатыми и баллистическим ракетами проектов В611, АФ611, 644, 665, 629.

С 1960-х годов созданы атомные подводные лодки второго поколения: многоцелевые проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 705, с крылатыми ракетами проектов 661, 670, 670М и с баллистическими — проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ (за 24 года было построено 77 РПК СН этих проектов). Построены новые дизель-электрические подводные лодки с торпедным (проектов 633, 641, 641Б) и ракетным (проект 651) оружием.

Большие достижения

В 1970-х годах морские стратегические ядерные силы имели более 70 ракетоносцев, и Советский Союз достиг в этом паритета США.

С 1980-х годов страна приступила к строительству атомных подводных лодок третьего поколения: многоцелевых проектов 945, 971, 685, с крылатыми противокорабельными ракетами проектов 949, 949А, стратегического назначения проекта 941 «Акула» (построено шесть тяжелых крейсеров этого типа, подводное водоизмещение самой большой субмарины в мире — 48 тыс. тонн). Тогда же началось строительство нового типа неатомных подлодок проекта 877 и ее экспортных модификаций.

За эти годы отечественные кораблестроители реализовали несколько поистине уникальных проектов. К таковым относится, например, самая скоростная в мире атомная подводная лодка проекта 661, изготовленная из титана и получившая название «Золотая рыбка».

17 декабря 1969 года при проверке работы энергетической установки на полной мощности АПЛ достигла скорости по показаниям лага более 42 узлов. Такого в мире еще не было. Во время испытаний при движении на скорости более 35 узлов специалисты столкнулись с неизвестным дотоле явлением — сильным гидромеханическим шумом, создаваемым турбулизацией потока при обтекании корпуса корабля, напоминавшим гул реактивного самолета. Из-за громадных гидродинамических напоров при неоднократных циркуляциях на двенадцатичасовом режиме полного хода — на скорости 42 узла в пределах небольшого по размерам полигона — сорвало входную дверь в ограждение рубки, вырвало три лючка на носовой надстройке и обтекатель аварийного буя в корме, выломало несколько планок на входных решетках главных циркуляционных трасс, обломки которых создавали дополнительный шум в корме. Этот рекорд скорости среди подводных лодок до сих пор так никем и не побит.

Весьма интересен проект опытной глубоководной АПЛ (проект 685), изготовленной из титановых сплавов (К-278 «Комсомолец»). 5 августа 1984 года эта субмарина погрузилась на глубину более 1000 метров, тем самым став самой глубоководной атомной подводной лодкой в мире.

Выдающиеся результаты были достигнуты в ходе проектирования, строительства и эксплуатации автоматизированных скоростных АПЛ проекта 705 «Лира». В этих субмаринах был впервые применен жидкометаллический теплоноситель и предложен ряд оригинальных конструктивных решений. Гарантированная полная подводная скорость «Лиры» составляла 37-5-38,5 узлов.

Экспорт отечественных подводных лодок начался после Великой Отечественной войны.

В 1950-х годах за рубеж были поставлены пл типа «Щука» (V серии), «Ленинец» (XIII серии) и «Малютка» (XV серии). В 1947-48 года три субмарины были переданы Болгарии, две – в 1957-59 годах — Египту, шесть в 1954-55 годах — Польше, четыре в 1954-55 годах — Китаю и еще четыре в 1954-57 годах — Румынии. Затем в зарубежные страны передавались подводные лодки проектов 613, 633 и 641. Только средних подводных лодок проекта 613 в зарубежные страны было поставлено около 40 единиц.

В дальнейшем для поставки на экспорт на базе пл проекта 877 были разработаны проекты 877Э и 877ЭКМ. Последний имел более существенные отличия, он проектировался специально для эксплуатации в тропических условиях. Всего заказчикам была передана 21 субмарина. Помимо этого, на экспорт поставлялась и пл проекта 636. Индии передавались в лизинг атомные подводные лодки проектов 670 и 971.

Куда идет российский подводный флот

Генеральный конструктор и начальник ЦКБМТ «Рубин», академик РАН Игорь Спасский в свое время выделял пять периодов в истории создания подводных сил отечественного ВМФ. «Белый» период длился с 1901 по 1925 год — в это время проектировались и создавались первые отечественные субмарины, разрабатывались теоретические основы проектирования подводных суден.

В «красный» период (1925-1945 годы) проектировались и строились советских подлодки, прошедшие через Великую Отечественную войну; в «синий» период (1945-1955 годы) была заложена основа для создания океанского подводного флота.

«Золотой» период (1955-1990 годы) обозначился постройкой субмарин с атомными энергетическими установками, освоением морского ракетного оружия, созданием и развитием подлодок стратегического назначения.

1990-е для подводного флота были названы «серыми». А вот современный период строительства подводного флота России какую-либо цветовую окраску пока не получил.

В настоящее время на отечественных судостроительных предприятиях строятся подводные лодки четвертого поколения. До конца года в состав ВМФ будет передан ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) проекта 955А («Борей») «Князь Олег», атомные подводные крейсеры проекта 885М «Ясень» – «Казань» и «Новосибирск». В постройке находятся два РПК СН проекта 955А – «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». В этом году будут также заложены еще два ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955А «Князь Потемкин» и «Дмитрий Донской».

Наряду со строительством 4-го поколения атомных подводных лодок, ведется работа по созданию следующего, 5-го поколения многоцелевых и стратегических АПЛ.

В ближайшее время в состав ВМФ будет принята ДЭПЛ проекта 636.3 «Магадан». Планируется, что эта лодка будет спущена на воду 25 марта в Санкт-Петербурге. После достройки на воде и испытаний ДЭПЛ «Магадан» совершит переход на Тихоокеанский флот. В текущем году для подводных сил ТОФ на Адмиралтейских верфях будут заложены еще две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Можайск» и «Якутск». Ведется активная достройка ДЭПЛ «Уфа». Две предыдущие подводные лодки проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов» уже приняты в состав ВМФ. Вся серия из шести единиц неатомных подводных лодок проекта 636.3 будет построена и передана в состав Тихоокеанского флота до 2024 года.

В ближайшем будущем ВМФ также получит в свой состав неатомные подводные лодки типа «Лада» проекта 677 «Великие Луки» и «Кронштадт». Планируется строительство еще двух единиц.

Будет продолжаться ремонт и модернизация атомных подводных лодок проектов 949А, 971. Срок службы этих субмарин будет увеличен вдвое.

«Хотел бы подчеркнуть, что процесс проектирования и строительства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каждый последующий корабль одного и того же проекта воплощает в себе все более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой, мы идем в ногу, а зачастую и опережаем мировой научно-технический прогресс в области подводного кораблестроения. Для этого у нас есть все: и научная база, и блестящая проектно-конструкторская мысль, и предприятия, способные строить надежные и современные подводные лодки», — заявил в день Моряка-подводника в интервью газете «Красная Звезда» главнокомандующий Военно-морским флотом Николай Евменов.

От «Дельфина» до «Борея»: какие подлодки ждет Россия

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического…

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» К-18 «Карелия» на причале в Мурманской области, 2021 год

Павел Львов/РИА «Новости»