Не по карману: что не так с программой флота США

Не по карману: что не так с программой флота США

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Не по карману: что не так с программой флота США

Seaman Maxwell Higgins/Keystone Press Agency/Global Look Press

Боевой состав американского флота в 355 кораблей, в том числе 12 авианосцев и 66 подводных лодок, объявлен главной целью для ВМС США. Эти планы до сих пор выглядят крайне нереалистично, в том числе и из-за высокой стоимости судов. «Газета.Ru» разбиралась в проблемах американского флотостроения.

Не по карману: что не так с программой флота США

355 кораблей объявлены приоритетами национальной политики Соединенных Штатов. Это была и цель президента Дональда Трампа на выборах. «Стратегия национальной безопасности и стратегия национальной обороны Соединенных Штатов однозначно ясны: мы должны быть готовы к эпохе длительной конкуренции в мирное время с противниками, примерно равными нам по боевым и оперативным возможностям», — заявляют в администрации Дональда Трампа.

Поскольку несколько категорий в выполнении этой задачи имеют поддержку закона, соответствующие бюджеты должны по идее отражать эти приоритеты. Но на практике подобного не происходит.

Фактически в оборонном бюджете на 2020 финансовый год предлагалось сократить число авианосцев за счет отказа от ремонта авианосца Harry S. Truman. Однако оппозиция этому решению была настолько сильной, что президент отменил разработанный ранее план. Помимо этого, из бюджета на 2021 финансовый год исключены подводная лодка и фрегат.

Приходится констатировать, что нынешняя администрация Белого дома не достигла никакого прогресса в достижении этой цели — флота из 355 кораблей.

Средний срок службы судна сегодня составляет около 35 лет. В год в ВМС США происходит замена восьми-девяти кораблей. Увеличение боевого состава флота в течение 10-летнего периода требует около 70 кораблей сверх количества кораблей на замену или передачу ВМС дополнительно семи кораблей в год. Всего в течение следующих 10 лет должно строиться около 15 судов ежегодно. Однако средняя закупка за последнее время составила около восьми кораблей. При такой скорости достичь заявленных целей просто невозможно.

Все последние администрации Белого дома не проявили никакого особого творчества в процессе закупок новых кораблей. В 1981 году президент США установил цель для ВМС США — боевой состав в 600 кораблей. Руководство придумало новые процессы закупок, включая приобретение двух авианосцев, конкуренцию в программах крейсеров и подводных лодок, строительство и фрахт 17 судов снабжения, приобретение 100 бывших в употреблении грузовых судов, продление срока службы одного из авианосцев, реактивацию линкоров и другие.

Строгое управление выделенными средствами было достигнуто за счет соответствия строящихся кораблей тактико-техническим требованиям, будущих блочных модернизаций, своевременному уточнению задач и принуждения промышленности к производству с помощью контрактов. Эти действия были важны для достижения успехов в рамках всей программы «в соответствии с графиком и бюджетом».

Ничего подобного в нынешней системе закупок кораблей для ВМС США пока не произошло.

Но более серьезным недостатком в контроле за тратами выделенных средств является удвоение средней стоимости корабля в «постоянных долларах» с $1 млрд в 1980-х годах до $2 млрд сегодня. Это влечет за собой сокращение корабельного состава ВМС США, поскольку бюджет кораблестроения не удвоился, а, скорее всего, сократился.

Военно-морское руководство Китая должно быть в восторге от тщетности попыток США добиться прогресса в достижении поставленных целей по увеличению боевого состава ВМС США, пишет Defense News. Они заметили неспособность США поддерживать авианосный флот в составе 12 кораблей. Китайцы ставят перед собой задачу иметь в боевом составе ВМФ НОАК к 2035 году шесть авианосцев. Китайцы построили уже вторую верфь для сооружения авианосцев.

Для решения задачи США требуются изменения практически во всех аспектах кораблестроения, подчеркивают в издании.

В первую очередь, это касается политики. Боевой состав ВМС США в 355 кораблей должен быть установлен законом.

Бюджет кораблестроения ВМС США должен быть зафиксирован на уровне $26,7 млрд в «постоянных долларах времен холодной войны», пишет Defense News. Это будут военно-морские силы «от конструкции к стоимости».

Средняя стоимость корабля будет выглядеть следующим образом. В течение 10-летнего периода увеличения боевого состава флота средняя стоимость годового производства 15 кораблей составит $1,78 млрд. После этого в период содержания 355 кораблей ВМФ средняя стоимость может составить $2,67 млрд.

Для успеха США необходима организация. Во-первых, надо возложить руководство, ответственность и подотчетность за создание ВМС из 355 кораблей секретарю флота. Во-вторых, поскольку нынешнее сочетание технологий, производства и поддержки в канцелярии министра обороны и военно-морских сил оказалось неудачным, то следует вернуться к проверенным моделям времен холодной войны.

Один помощник секретаря флота должен заниматься выявлением и внедрением технологий, необходимых для успеха нападения и последующего поражения противника, считает Defense News.

Второй помощник секретаря флота должен отвечать за закупки и содержание корабельного состава. Успех холодной войны доказывает, что подобная организация работает.

Есть также и другие возможности для улучшения ВМС США.

Например, авианосец Gerald R. Ford должен был войти в боевой состав ВМС США после вывода из эксплуатации авианосца Enterprise. Однако этого не произошло. Корабль опаздывает по срокам примерно на 10 лет и превышает установленный бюджет на $2,5 млрд. Произошла закупка двух авианосцев, хотя головной корабль не был полностью проработанным. Стоимость второго корабля класса Ford увеличилась на $300 млн. В этом плане следует оценить новые подходы к будущим авианосцам.

Что касается надводных кораблей большого водоизмещения, Defense News предлагает «бросить планы относительно нового эсминца или крейсера». «Продолжайте строить эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием (guided missile destroyer, DDG)», рекомендует издание.

Теперь о надводных кораблях прибрежной зоны. Конгресс США избавил ВМС от большего количества прибрежных боевых кораблей и предоставил очень разумный путь для их замены. Определен победитель конкурса. Теперь необходимо принять меры, чтобы задействовать несколько источников в сферах финансирования и строительства кораблей.

Подводные лодки класса «Колумбия» пока не вызывают проблем, чего не скажешь о субмаринах типа «Вирджиния» и последующих за ней субмаринах. Планирование строительства подводных сил в настоящее время полностью несовместимо с любой концепцией реализма затрат. Проектировщики не проявляют особого интереса к снижению стоимости одной единицы, которая сейчас уже приближается к $4 млрд.

У других категорий кораблей есть большие и маленькие суда, но подводные лодки становятся только больше и дороже.

Что касается десантных кораблей, то морские пехотинцы должны использовать десантно-высадочные средства и концепции тылового и технического обеспечения, которые нарабатывались на протяжении десятилетий.

Суда Командования морских перевозок (сухогрузы, танкеры и пассажирские) должны быть переоборудованы из существующих кораблей для ограниченных нужд обороны.

Наконец, беспилотные корабли. К примеру, на разработку системы беспилотного противоминного противодействия ушли десятилетия. Это важный факт, который следует понимать при рассмотрении новых беспилотных миссий.

Быстрый прогресс в этой сфере маловероятен.

В отчете комитета сената США по делам вооруженных сил ставится под сомнение подход ВМС и указывается на успех философии программы Aegis — «построить немного, немного проверить, узнать много». Это явный признак отсутствия уверенности в Управлении исследованиями ВМС и усилий по дальнейшему развитию подобной сферы.

В качестве выводов следует отметить, что исполнительная власть ряда администраций Белого дома не смогла достичь заявленных военно-морских целей, включая политику «355 кораблей». Экс секретарь флота Ричард В. Спенсер несколько раз пытался выдвинуть разного рода предложения, но все закончилось в общем-то ничем.

Китайцы в полной мере воспользовались этой неудачей и продолжили реализацию крупных судостроительных программ, направленных на достижение паритета и господства на морях, окружающих Китай, а также над ресурсами Тихого океана при одновременном распространении морского влияния по всему миру.