«Мы осознаем всю ответственность, которая легла на наши плечи»

«Мы осознаем всю ответственность, которая легла на наши плечи»

«Мы осознаем всю ответственность, которая легла на наши плечи»

Генеральный директор мультимедийного сервиса Okko Яна Бардинцева рассказала «Газете.Ru» о том, почему рынок российских онлайн-видеосервисов вырос почти на половину, какие еще меры против пиратства могли бы поспособствовать еще большему процветанию отрасли, и как на нее повлияет пандемия коронавируса.

stopCovid1

— Выручка легальных онлайн-видеосервисов в России по итогам 2019 года достигла более 27 млрд руб. – рынок вырос на 45%. Что на ваш взгляд стало драйвером роста?

— Основным фактором роста я считаю прежде всего «созревание» рынка. Во-первых, это созревание самой среды для функционирования видеосервисов, так называемых инейблеров. По данным ритейлеров, продажи телевизоров с функцией SMART TV за первое полугодие 2019 года составили порядка 50% от общего числа устройств. Прошлый год стал рекордным для рынка смартфонов в России – согласно исследованию IDC, объем поставок достиг 32,9 млн штук.

Во-вторых, само изменение жизненных сценариев городского жителя – мы все меньше времени проводим дома (как минимум, проводили до недавнего времени), в связи с этим все больше росло потребление на мобильных устройствах, к чему адаптированы прежде всего ОТТ-игроки и видеоагрегаторы.

В-третьих, это существенный рост инвестиций в контент – как блокбастеры, так и более нишевые фильмы. «Мстители: Финал» с бюджетом в 365 миллионов долларов стал не только самой дорогой картиной 2019 года, но и самым дорогим фильмом за всю историю кино, а инвестиции в ленту Клима Шипенко «Холоп», ставшую народным хитом, составили 160 миллионов рублей. Этот тренд ведет к появлению более качественного контентного предложения у всех игроков, причем мы наблюдаем сдвиг в сторону сериального производства и потребления. Пользователь проводит в сервисах больше времени, и ему действительно есть что посмотреть практически каждый день.

В-четвертых, это осознание пользователями отличия в потреблении качественного цифрового контента с удобным пользовательским опытом от стационарного линейного потребления. Все это ведет к перестройке ландшафта рынка – снижается использование линейного ТВ и пиратских сервисов, растут онлайн-кинотеатры и растут видеоагрегаторы.

Конечно, и сами сервисы, вкладывая в собственное контентное производство, развивая продукт и промотируя его в доступных средах, вкладывают в рост рынка и даже формируют его. Например, за 2019 год мультимедийный сервис Okko вырос на 96% vs 45% рыночного роста. Мы отдаем должное в этом росте эксклюзивному и качественному контенту, на который мы делаем ставку в развитии (например, завоевавший 4 Оскара фильм «Паразиты» был представлен в подписке эксклюзивно в Okko). Некоторые российские игроки создают собственные студии для производства — например, наше подразделение Okko Studios производит и со-продюсирует фильмы и сериалы (из последних громких – фильм «Битва», «Как я стал русским», «Большая поэзия» и еще 13 картин ждут проката и мы увидим их в этом году, сериалы: «Бар «На грудь2», «Детки», а так же кино и сериалы в вертикальном формате).

Еще один фактор – расширение контентного предложения. Видеосервисы – это не только фильмы и сериалы, это еще и цифровые трансляции спортивных событий, музыкальные шоу, киберспорт и другие смелые эксперименты, которые совершают российские игроки. И если ранее пользователь смотрел один фильм, условно, в пятницу вечером, то сейчас он смотрит в понедельник новую серию от HBO, во вторник – занимается фитнесом через VOD-сервис, в среду занимается самообразованием вместе с лекциями TED, в четверг смотрит новинку от студии Universal, в пятницу и субботу смотрит бесплатные концерты рок- и поп-исполнителей, а в воскресенье смотрит с ребенком детские фильмы и мультфильмы. Мы встраиваемся в жизненные сценарии человека, стараясь максимально удовлетворить его потребности на удобной ему платформе и в удобное ему время.

— Повлиял ли Антипиратский меморандум на рост рынка?

— Безусловно. Антипиратский меморандум влияет на рост рынка легального видеоконтента позитивно, но говорить о полной победе над пиратством пока рано. Пираты быстро адаптируются к запретительным мерам, используя все имеющиеся на сегодняшний день технические способы.

— Какие меры помогли бы в дальнейшей борьбе с пиратством?

— Необходимо принять взамен действующего сейчас Меморандума закон, который позволит ускорить процедуры блокировки URL-адресов, особенно в части спортивных онлайн трансляций, блокировать пиратские мобильные приложения. Нужно усилить меры борьбы с «зеркалами» сайтов и блокировку пиратских сайтов, усилить ответственность за нарушение закона о рекламе в части рекламы казино и азартных игр на незаконных ресурсах (в частности, чтобы ограничить детей от недобросовестной рекламы азартных игр, распространяемых пиратскими сайтами). Сейчас скорость реагирования на пиратскую деятельность и ответственность за ее осуществление недостаточны.

— Очевидно, что ситуация с коронавирусом повлияет на дальнейшее развитие отрасли. Социальная ответственность, которую сегодня демонстрируют практически все игроки рынка, пойдёт на пользу отрасли или принесёт компаниям убытки?

— В текущей ситуации мы понимаем всю ответственность, которая легла на плечи онлайн-кинотеатров. Сейчас мы неожиданно получили то, к чему так долго стремились – время и внимание пользователей. Посещаемость сервисов растет неделя к неделе, причем мы наблюдаем рост на всех устройствах. Нам очень важно не подвести пользователей и сделать все для того, чтобы в это непростое время человек могу получить качественное контентное предложение, а по возможности – и безупречный пользовательский опыт. Никто из онлайн-кинотеатров сейчас не может предсказать время выхода из ситуации и тяжесть последствий для каждого человека. Мы просто делаем то, что в наших силах в текущий момент. Я лишь надеюсь, что по истечению этого сложного времени пользователи будут осознанно делать выбор в пользу онлайн-кинотеатра, который был с ним рядом.

— Сейчас на рынке присутствует много сильных игроков, каждый из которых предлагает аудитории как проверенные временем фильмы, так и наращивает долю собственного производства. Как в такой высококонкурентной среде онлайн-площадки борются за зрителя? Насколько уникальны предложения каждой из площадок?

— Произвести уникальный контент или приобрести права на эксклюзивный показ не так сложно. Намного труднее предложить зрителю нечто, что найдёт в нём отклик, и делать это постоянно. Такая работа – вопрос не одной эксклюзивной премьеры, а профессионально выстроенной системы отбора и продюсирования контента. Да, все игроки стремятся наполнить свою витрину уникальными предложениями. И да, всегда будет возникать ситуация, когда какой-то фильм будет на одной витрине и его не будет на другой. Желание некоторых площадок стать суперагрегаторами, на которых будет весь контент — это скорее мечты и иллюзии. Вопрос лишь в том, какой сервис предложит настолько консистентное и качественное предложение, что пользователь выберет его единственной или основной платформой смотрения. Например, у меня дома стоит Okko и Netflix, плюс я примерно раз в год что-то смотрю на Amazon Video. Первых двух мне хватает на 99% для моего личного потребления и потребления моей семьи. А все фильмы на свете в любом случае пересмотреть невозможно, также, как и перечитать все книги.

— Для онлайн-кинотеатра собственный контент сегодня – это необходимость или можно прожить и без него?

— Собственный контент – один из драйверов роста. Прожить, конечно, можно, но тогда сервис будет испытывать проседание в локальном контентном предложении. Однако, наоборот, на одном продакшне локального контента выжить невозможно, он никогда не закроет весь спектр потребностей человека. Я уверена, что продакшн в России будет развиваться, следуя по пути глобального рынка. Его перспективы будут зависеть как от спроса (количество пользователей VOD-сервисов), так и от предложения (количество и качество команд продюсеров, режиссеров и сценаристов). Это в каком-то смысле замкнутая экосистема – если нет достаточного спроса, не будет и предложения, не будет достаточного количества проб и ошибок, не будет конкурентной борьбы, стимулирующей качество. Я верю, что ближайшие три года для нас – это годы роста продакшена.

— Можно ли ждать взрывного роста производства контента на фоне увеличения заработка онлайн-кинотеатров?

— Сейчас каждый российский сервис реинвестирует заработок в дальнейший рост, время для дивидендов и спокойного наблюдения за накоплением прибыли еще не наступило. Мы видим, что многие онлайн-кинотеатры заявляют миллиардные бюджеты на производство и сопродюсирование контента и, безусловно, это взрывной рост. Будет ли он уже в этом году сопряжен со взрывным ростом качества контента – нам предстоит увидеть. Безусловно, будут и яркие фильмы и сериалы, будут и менее удачные. Это необходимый этап для всего рынка: конкуренция сейчас очень важна, она позволит повысить качество для конечного зрителя.

— В какие новшества вкладываются средства?
— Если говорить о новшествах — мы инвестируем не только в развлекательный, но и культурно-образовательный контент. Например, мы бесплатно показываем постановки Мариинского Театра, театра Эйфмана, Александринского театра и других театров. Мы предоставили всем россиянам от Калининграда до Владивостока возможность бесплатно посмотреть сотни лучших спектаклей, постановок и концертов, которые они раньше не могли увидеть в силу обширной географии нашей страны. В этом смысле можно сказать, что часть выручки, обеспеченной бурным ростом рынка и вниманием пользователя, мы отдаем пользователю обратно.

— Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда оригинальные отечественные разработки и решения оказываются на шаг впереди зарубежных. Готовы ли сегодня онлайн-кинотеатры экспериментировать и предлагать зрителю принципиально новые жанры и услуги?

— Вполне готовы. Например, Okko стал первым онлайн-кинотеатром, запустившим платформу для спортивных трансляций в России (несколько устройств для одновременного просмотра, качество 50 FPS, возможность выбрать аудиодорожку, переключаясь между комментаторами и звуком стадиона). Система трансляций матчей Английской Премьер-лиги – внутренняя разработка, созданная в кратчайшие сроки. Вслед за Оkko похожую платформу запустили и другие участники рынка. Фактически мы сделали это одновременно с Amazon Video, при этом, по нашим данным, для реализации нам потребовалось на порядок меньшее число инженеров, а создание системы заняло куда меньше времени. Еще один пример – Okko.Move, первая цифровая платформа для просмотра вертикальных фильмов и сериалов. Сервис позволяет смотреть фильмы и шоу, снятые в набирающем популярность вертикальном формате. Мы продолжаем создавать уникальные технологичные продукты и улучшать наш сервис.

— Если говорить об иностранных конкурентах, то как на ваш взгляд, Netflix и Disney должны вести себя на российском рынке?

— Безусловно, все сервисы, работающие на территории РФ, должны работать в правовом поле, здесь нет никаких исключений. Возможны коллаборации с российскими площадками и регистрация представительств в России, но это скорее уже операционализация стратегий этих компаний по выходу на российский рынок, которые нам предсказать сложно.

— Как себя чувствует YouTube на волне успехов наших онлайн-кинотеатров?

— Растут и агрегаторы, и онлайн-кинотеатры. Не могу сказать, что Youtube оттягивает рынок – он точно так же участвует в его формировании, стимулируя интерес к потреблению цифрового аудиовизуального контента. Места пока что хватает всем.

— В целом, насколько в России сформировалась новая модель потребления качественного контента? Или же еще рано об этом говорить?

— Я считаю, мы движемся к стадии развитого, зрелого цифрового рынка, это очень радует. Ежемесячная аудитория каждого из сервисов-лидеров насчитывает миллионы (например, у Okko аудитория более 12 миллионов пользователей). Наши пользователи готовы платить за высокое качество, эксклюзивный контент и отсутствие рекламы – это и есть показатели высокого уровня развитости рынка.