Андрей Смирнов предлагает Вам запомнить сайт «Знай наших!»
Вы хотите запомнить сайт «Знай наших!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

У России только два союзника - армия и флот.

Поиск по блогу

Обсуждаемое
КРЫМ НЕ ОТДАСТ НИ ОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — ЭКС-КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ

КРЫМ НЕ ОТДАСТ НИ ОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — ЭКС-КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ

И поэтому нынешняя политика Берлина — в том числе санкции — только отдаляет РФ и Германию друг от друга. Так говорит экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер в интервь

Андрей Смирнов 20 сен, 18:58
+8 1
О ПОКАЯНИИ

О ПОКАЯНИИ

Никогда не задавали себе простой вопрос: почему Россия перенесла две геополитические катастрофы в течение одного двадцатого века ? 1917 и 1991 стали годами, которы

Андрей Смирнов 20 сен, 00:26
+14 4
Как русские изменились за сто лет

Как русские изменились за сто лет

Русские люди уже не, что были в начале XX века. Если мы просто посмотрим на фотографии разных периодов, то этого нельзя не заметить. Мы решили выяснить, чт

Андрей Смирнов 19 сен, 08:39
+6 7
Родина-бать. Почему Белоруссия производит больше еды, чем Россия?

Родина-бать. Почему Белоруссия производит больше еды, чем Россия?

«Купляйце беларускае!» – это не просто рекламный лозунг Белорусская система, позволившая завалить и себя, и соседей молоком с мясом, весьма проста

Андрей Смирнов 20 сен, 20:23
-1 7
Неприятная прагматика. К отношениям с братскими республиками

Неприятная прагматика. К отношениям с братскими республиками

Беспокоит меня последнее время одна мысль. Conspiracy theory, само собой, но всё-таки. Посыл обычный. Публика привыкла как рассуждать? Наверху

Андрей Смирнов 19 сен, 20:46
+16 11

МирТесен

Захар Прилепин. Надо быть как «передние князья»

развернуть

Захар Прилепин. Надо быть как «передние князья»

О Родине и государстве

«Надо отделять Родину от государства». Эту идею сейчас очень часто повторяют, это такое общее место для наших квазилибералов. Они себя так успокаивают, оправдывают, самоуважение повышают: «Родину я люблю, а государство любить не обязан».

Но для Гаврилы Державина, Александра Пушкина, Дениса Давыдова, Фёдора Глинки, Петра Чаадаева – для большинства русских писателей нашего «золотого века» – такой темы не существовало. Обращение к русскому «золотому веку» и к его персонажам способно излечить нас от некоторых современных иллюзий, фобий и некоторых наших умственных заблуждений. Потому что плюс-минус ситуация была примерно та же самая, геополитика та же самая. Даже территории, за которые шёл спор, были те же: Западная Украина, Западная Белоруссия, Кавказ. Франция, Германия, чуть позже США – все они крутятся вокруг территории Российской империи.

Более того, и внутренняя политика была тоже зверовата – скрывать не станем. То декабристов сошлют, то палками солдат забьют. Ну и вообще к населению относились весьма скептически.

Но интеллектуальная элита «золотого века», прекрасно осознавая, что государство не идеально, тем не менее вставала на его защиту при любой внешней угрозе. Да, очень жалко друзей-декабристов – одни из них в ссылке и на каторге, другие повешены. Но начинается война с Турцией, и Пушкин с Вяземским пишут Бенкендорфу – начальнику охранки – возьмите нас, пожалуйста, в действующую армию.

Представить нынешних либералов в этом качестве невозможно в принципе. Дмитрий Быков мне говорил: «Да, мы с Акуниным не будем писать письмо Бенкендорфу». Чем хвалишься?

О правильном круге

Часто говорят, что мы движемся по кругу. Если по факту Россия имеет тысячелетнюю линейную историю и если эту тысячу лет мы ходим по кругу, то это какой-то правильный круг. За это время исчезли даже не сотни – тысячи языков, десятки государств, сотни народов были просто в пыль стёрты, и их больше нет в природе. На территории нынешней Германии жили до 25 славянских племён. Их нет ни в каком виде. А мы есть. Значит, наш круг – правильный. И его не стоит разрывать.

Д. С. Лихачёв – замечательный филолог – говорил, что в древнерусской литературе, которая, кстати, древнее немецкой и французской, так вот, в ней не было понятия «прогресс». Было круговое движение. И если мы имеем такую традицию, которая устоялась тысячу лет назад, какой смысл её прерывать?

Чем дальше от Рождества Христова, тем ближе к аду. Так что вперёд идти не надо. Ходим по кругу, всё нормально. В вере в Бога нет прогресса. В рождении и воспитании детей нет прогресса. Ну, айфон, ну, телефон, ну, патефон… Это ничего не меняет в нашей сути. Мы такие же. Если всерьёз читать древнерусские тексты, в какой-то момент понимаешь, что это никакая не архаика. Там точно такие же женщины и мужчины, которым так же было больно, страшно. Они тоже не хотели умирать, тоже хотели заработать лишнюю копеечку. Это те же самые люди, что и мы, и мы воспроизводим ту же самую модель поведения.

Прогресса нет. Просто надо, как в Древней Руси, «быть как передние князья». Вспомним Д. С. Лихачева: «Летописцы говорили о «передних» князьях – о князьях далёкого прошлого. Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. «Задние» события были событиями настоящего или будущего. «Заднее» – это наследство, остающееся от умершего, это то «последнее», что связывало его с нами. «Передняя слава» – это слава отдалённого прошлого, «первых» времен; «задняя же слава» – это слава последних деяний».

Поэтому нам не надо торопиться вставать в «строй цивилизованных государств». Они сами уже встают за нами. Очень многим в Европе понятно, что Россия через византийское наследство является правопреемницей традиционной Европы. И в Германии, и во Франции, и в Италии я эти разговоры среди интеллигенции слышу в очень большом количестве. Люди там всё больше и всё острее воспринимают этот факт и часто повторяют: «Вы там сидите тихонько, примороженные в своих снегах, вы делаете всё правильно, вы сохранили то, что мы уже растеряли». Понимают, что они сейчас в положении хиппи, которые говорили: «Не ходите за нами, потому что мы уже заблудились».

Об ощущении преемственности истории

В трудную годину народу нужно прямое, чёткое, суровое религиозное слово. Историческая закономерность заключается в том, что в трудные для Отечества времена российская власть призывает на помощь в первую очередь тех, кого чаще всего обвиняют в ретроградстве. И они в полной мере исполняют вверенное им.

Либеральный император Александр I в 1810 году наотрез отказался включать «ретрограда» адмирала Александра Шишкова в Государственный совет: «Я скорее соглашусь не царствовать». Но уже в начале 1812 года, понимая, что война с Наполеоном неизбежна, назначает Шишкова государственным секретарём. И именно Шишков пишет ему все воззвания к народу, которые от имени государя императора читались в церквях, на площадях, которые помогали создать это колоссальное движение – ополчение, превратить войну 1812 года в народную, Отечественную. Что и спасло Россию.

Та же ситуация была и накануне Великой Отечественной войны. Тогда И. В. Сталин, пораскинув мозгами, понял, что на всю эту большевистскую болтовню про интернационализм надежды никакой, что пора возвращать Суворова и Кутузова.

Надо отдать должное его чуйке. В 1936–1938 годах на экраны страны прямо подряд начали выходить исторические фильмы. Причём, что интересно, выходит фильм «Щорс», и тут же – «Суворов». Выходит «Чапаев», и тут же – «Кутузов». Сталин успел – эти фильмы вернули народу ощущение преемственности истории.

Все 1990-е годы, когда шатали российскую государственность, у нас царствовал «коллективный Николай Карлович Сванидзе». А потом начинаются проблемы, скажем, с Сирией, Донбассом, и власти зовут не Сванидзе, а Александра Андреевича Проханова, Эдуарда Вениаминовича Лимонова, которых ранее почитали за диковатых маргиналов. И именно их люди слушают, от них слышат именно те слова, которые хотят услышать.

О молодёжной цивилизации

Парадокс в том, что в Москве, в Петербурге мы живём в цивилизации юношества и молодёжи. В любую компанию заходишь – она вся заполнена молодыми людьми. Исчезли пожилые работники культуры, журналисты, менеджеры, управленцы. Везде сидят 25–30-летние. У нас молодёжная цивилизация, и все горизонты и вертикали открыты для этих молодых. А они нам рассказывают, что у нас геронтофилия. Фигня всё это.

«В России нет будущего». Ну, езжайте в Германию и найдите там своё будущее. Вроде век информации, открыт весь мир, мы все про всё знаем, и вдруг оказывается, что люди не знают элементарных вещей – мы там можем быть только официантами. Вся Европа находится в состоянии преддепрессивном или в депрессивном. Почитайте их литературу, послушайте их музыку, их песни – о чём они поют. Почему они поют, что у них всё плохо, тяжело, все умерли и будущего нет. Они что, про жизнь на Луне? Нет – про себя!

О «белом господине» и Октябрьской социалистической революции

Как бы мы к этому ни относились, на 1917 год идея социализма, коммунистическая идея была супермодерном. Это была идея, к которой ещё не успели привыкнуть в Европе, а мы – «отсталый русский народ» – её начали реализовывать. И весь мир смотрел на нас в полном изумлении.

Кто-то смотрел с возмущением, кто-то с восторгом. Но в любом случае всем противникам Октябрьской революции 1917 года надо отдавать себе отчёт вот в чем. Третий мир на начало XX века (а им была вся планета, кроме маленькой Европы и части Нового света) понимал, что он всю жизнь, всегда будет колонией и рабами, и это непреодолимо. Что они – люди второго и третьего сорта.

Вы на секунду представьте себе это: мощнейшие цивилизации – Индия, Китай, Азия – понимают, что это непреодолимо. Что белые со своими пушками придут и убьют их, потому что они – господа. Люди в принципе не понимают, какая это была печаль для сотен миллионов людей.

И вдруг в России – стране этого же третьего мира – появилась надежда на счастье, удачу, победу над «белым господином». Это была великая надежда человечества.

А вот к 1991 году мы пришли с архаичной уже идеей европейского благополучия, либерализма. Во многих странах революции уже прошли и обернулись неудачей, Пиночетом, греческими «чёрными полковниками». И мы стали наступать на азиатские и латиноамериканские грабли.

О драйверах

После слома 1991 года российский «имперский контур» наполняется надеждой. Это мысль не моя, кто-то из консервативных философов начала XX века сказал, что в России внутренняя политика строится внешней политикой, внешним движением, внешней экспансией.

Иногда Россия с этим не справляется, как в случае Русско-японской войны. Первая мировая нас добила. Но это исключение из правила, потому что, если брать эпоху любого нашего императора, то это, как правило, эпоха внешней экспансии, которая диктует внутренние запросы и внутренние заявки. Начинают строиться заводы, потому что не хватает пушек, танков, мастерства, – всего не хватает. Это диктует внутренние задачи.

Так у нас сложилось, может быть, ещё со времен Святослава. И это всегда было так. Поэтому я поддерживаю не всегда соразмерные возможностям внешние усилия России, потому что они ставят очень серьёзные внутренние задачи. Начинается запуск не только экономических процессов, но и наших метафизических ощущений: мы способны, мы – народ, не растерявший своей пассионарности.

О Русском мире

Русский мир возможен без Белоруссии и Украины. Но Русский мир – это не конструктор лего: вот так собрали, вот этак, а вот так разобрали. В нём есть логика. Нехорошо ссылаться на Господа Бога, но я думаю, что это, конечно, божественная логика. Это великая органика.

Дело же не в том, что Алексей Михайлович плохой и устроил Переяславскую раду. Не в том, что большевики уже в 1918 году неожиданно стали империалистами. Посмотрите отличие большевиков 1918 года от коммунистов 1991-го. Украина заключила с немцами договор о сотрудничестве. А большевики тут же расторгли Брестский мир, и тут же Ленин пишет в газете «Правда»: мы возьмём Киев. В 1918–1919 годах в них мгновенно проснулось имперское чувство: мы не отдадим вам Украину, потому что она нам самим нужна.

Это не потому, что Ленин был плохой, не потому, что Алексей Михайлович был плохой, не потому, что мы сейчас плохие. А потому, что в этом есть определенная и очевидная логика истории. Это великое цветение трёх братских славянских народов, породивших одну из сильнейших мировых цивилизаций. Есть экономическая логика, есть метафизическая логика, религиозная логика. Есть множество разнообразных логик, и все они работают. И работают лучше, чем скакание на Майдане с кастрюлями на головах. Это логика, которая работает на тысячелетия, и её так просто не перескачешь. Она даст о себе знать, она о себе заявит, она себя вернет.

Не перемракобесить

Я не думаю, что в нынешней ситуации будет работать какая-то одна идеологическая схема. Россия двинется ни коммунистическим, ни монархическим, ни, тем более, либерально-буржуазным путем. Думаю, что это будет какой-то, как сегодня говорят, «микс»: левая экономика, экспансивная внешняя политика, православие и чувство великой ответственности перед пространством России. Потому что само по себе российское пространство есть сверхидея, и его сохранение и развитие – сама по себе такая задача, которая должна нас сконцентрировать и держать в тонусе. И этот «микс» Россия вновь предложит миру.

Наша способность воспринимать и адаптировать любые тенденции – это очень хорошо. Нужно не перемракобесить. Сейчас это начинается: давайте фильм «Матильда» Алексея Учителя запретим до того, как мы его посмотрели, давайте запретим то и это… Не надо. У нас люди всё понимают. Давайте сохраним цветущую сложность, характерную для России. Не надо нас стричь.

К читателям

Россия – вечная, Россия – святая. Всё у нас будет хорошо. Не отчаивайтесь. Мы живем в удивительное время, в насыщенное время, в удивительной стране. Наши представления о том, что где-то лучше, чем у нас, по большей части иллюзорны. Никто ни в какую Европу, ни в какой «белый мир» нас не возьмет. Благой мир и собственную государственность мы сможем создать только на своей земле. Чего я нам и желаю.
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/110093/18197/-


Опубликовал Андрей Смирнов , 18.04.2017 в 17:08

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Матохина (:Жарихина)
Светлана Матохина (:Жарихина) 18 апреля, в 17:27 Получила великое удовольствие, прочитав эту статью. Текст скрыт развернуть
6
Милена Милена
Милена Милена 18 апреля, в 17:41 Как хорошо, что есть Захар Прилепин. Текст скрыт развернуть
7
Леопольд Кудасов
Леопольд Кудасов 18 апреля, в 18:13 Ненависть к действующей политической власти объединяет коммунистов и либералов. Левые они. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Сохарев
Владимир Сохарев 18 апреля, в 19:08 Прилепина читать всегда удовольствие! Добавлю лишь, если у вас есть сомнения в отношении социализма и коммунизма, попробуйте изменить ракурс рассматриваемого вопроса: соедините реальность социализма с реальностью Бога. А на коммунизм взгляните, как на завершающую фазу означенного процесса, с точки зрения Царства Божия на Земле, о котором мы просим, обращаясь к Богу в своих молитвах.
Тогда, возможно, вы не только решите противоречия, но и самая глубинная суть происходящего представится несколько иначе.
http://proza.ru/2013/04/09/59
Текст скрыт развернуть
3
Elena Vishnyakova
Elena Vishnyakova 18 апреля, в 19:36 Спасибо, что Вы Захар Прилепин, а не Борис Акунин!
И Андрею Смирнову спасибо за эту публикацию!
Текст скрыт развернуть
1
vadim kogan
vadim kogan 18 апреля, в 19:44 Мешанина, какая то. И нашим и вашим. Текст скрыт развернуть
-3
vadim kogan
vadim kogan vadim kogan 18 апреля, в 19:54 Откуда он на фантазировал левую экономику, православие и т.д.
"Давайте сохраним цветущую сложность, характерную для России. Не надо нас стричь." - как это с мобилизационным порывом вяжется?
Я двумя руками за государственность, но это чем похоже на Прохановские всхлипы и булькания.
"Благой мир и собственную государственность мы сможем создать только на своей земле. " - а что, кто-то другое говорит?
Текст скрыт развернуть
-2
vadim kogan
vadim kogan vadim kogan 18 апреля, в 19:57 Сейчас конечно минусов чертова уйма появятся, обвинения в масонстве и прочих смертных грехах. Но просто попытайтесь соотнести это с реальностью и здравым смыслом. Текст скрыт развернуть
-1
serg_1969 Сергей Чайка
serg_1969 Сергей Чайка 18 апреля, в 21:57 невероятно приятно читать Прилепина, его стиль и слог и мысль, которая очень близка мне Текст скрыт развернуть
1
Ольга Михина
Ольга Михина 19 апреля, в 00:49 Спасибо,Захар!Как всегда, замечательно сказал! Текст скрыт развернуть
1
Константин Ч
Константин Ч 19 апреля, в 08:45 Бред. Без идеологии Русскому народу нельзя. Нужна высшая цель. Нажива никогда не заменит духовных ценностей. После 1991 года мы живем в полном духовном вакууме. РПЦ лишь делает деньги на вере, подвижников там нет, да и не может быть ,среди эффективных менеджеров от церкви. То есть идеи и идеалы социализма отменили и высмеяли, а церковь ничего не смогла предложить. Впрочем, как и в 1917 году. Текст скрыт развернуть
3
Вреда _
Вреда _ 19 апреля, в 16:55 «Родину я люблю, а государство любить не обязан».
" Но начинается война с Турцией, и Пушкин с Вяземским пишут Бенкендорфу – начальнику охранки – возьмите нас, пожалуйста, в действующую армию."
.
И в чём тут противоречие ?
Родина это страна ,государство политическое образование .
Люди идут защищать Страну .Хотя в союзе защищали и строй , то есть государство .
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 12
Комментарии Facebook
Запомнить
Читать

Facebook Like Box

Люди

9992 пользователям нравится сайт volos-news.ru

Новые темы
Как Учитель "Матильдой" добивает Россию.

Как Учитель "Матильдой" добивает Россию.

Все уже давно поняли, что ценности у людей разные. И ничего с этим не поделать: россияне - жертвы нескольких разнонаправленных потоков идеологической обработки

Андрей Смирнов 20 сен, 21:43
0 0
Родина-бать. Почему Белоруссия производит больше еды, чем Россия?

Родина-бать. Почему Белоруссия производит больше еды, чем Россия?

«Купляйце беларускае!» – это не просто рекламный лозунг Белорусская система, позволившая завалить и себя, и соседей молоком с мясом, весьма проста

Андрей Смирнов 20 сен, 20:23
-1 7
КРЫМ НЕ ОТДАСТ НИ ОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — ЭКС-КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ

КРЫМ НЕ ОТДАСТ НИ ОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — ЭКС-КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ

И поэтому нынешняя политика Берлина — в том числе санкции — только отдаляет РФ и Германию друг от друга. Так говорит экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер в интервь

Андрей Смирнов 20 сен, 18:58
+8 1
Власти Крыма сочли "аппетит" "Нафтогаза Украины" чрезмерным

Власти Крыма сочли "аппетит" "Нафтогаза Украины" чрезмерным

Власти Крыма сочли мифической сумму претензий «Нафтогаз» от потери активов на полуострове, так как в действительности именно Киев должен перво-наперво возместит

Максим Комаров 20 сен, 14:14
0 0
Почему я не дискутирую с русофобами?

Почему я не дискутирую с русофобами?

Мной постоянно недовольны профессиональные русофобы и русофобы любители, заползающие в мой журнал и жизнерадостно разбрасывающие по нему результаты своей жизнедеят

Андрей Смирнов 20 сен, 09:47
+49 6

Последние комментарии

Voland 3D
Искандер Иксов
Тата Соболь
бабкой из 19 века может быть и еврейка, тем более нечёсанная.
Тата Соболь Как русские изменились за сто лет
valya vedy
Виктор Муравьёв
Людмила Петрухина (Цыганкова)

Универсальный блок

Блог
Губернатор Калужской области заявил, что содержать пенсионеров должны их дети, а не государство!
Андрей Смирнов 13 фев, 11:14
-448 528
Русофоб Акунин назвал русский народ своим врагом: россияне - это шовинисты, ксенофобы и тупые лжецы
Андрей Смирнов 16 апр 15, 10:15
-386 810
Как и предполагалось, Bild, проводя интервью с Путиным, готовил провокацию
Андрей Смирнов 15 янв 16, 19:03
-246 99